Выплаты виновника ДТП, возмещение ущерба

После аварии помимо вопросов правильного оформления бумаг нередко возникает вопрос – какие выплаты виновника ДТП, возмещение ущерба от которого в добровольном порядке не последовало, может получить потерпевший? И собственно, кто считается потерпевшим в ДТП, на возмещение какого вреда можно рассчитывать и в каких случаях компенсация ограничится только выплатами по ОСАГО?

На эти и другие актуальные вопросы порядка возмещения ущерба после аварии, когда виновник ДТП установлен, ответит размещенная ниже информация. Кроме того, дежурному юристу сайта можно задать дополнительные вопросы – эта помощь бесплатна и оперативна.

Содержание статьи

Общий порядок возмещения ущерба после аварии

В большинстве случаев возмещение причиненного водителю или транспортному средству ущерба осуществляется путем выплаты по ОСАГО. Страхование автогражданской ответственности – не право собственника автомобиля, а обязанность (за неоформление полиса КоАП предусмотрена ответственность по ст. 12.37, а за его отсутствие в момент управления автомобилем – по ст. 12.3).

О получении выплат по ОСАГО речь может идти только тогда, когда виновник ДТП имеет действительный полис (вписан в него). Но выплату по ОСАГО получает только собственник. Именно поэтому вступление в наследство на автомобиль предусматривает необходимость заключения договора доверительного управления имуществом.

Когда водитель попал в ДТП, он обязан соблюдать правила дорожного движения и оформить факт происшествия документально. Это может быть европротокол или оформление ДТП с участием сотрудников ГИБДД. После получения документов страховой компанией, последняя обязана в течение 20 дней произвести выплату. По результатам независимой оценки после подачи претензии по ОСАГО потерпевший может рассчитывать на увеличение размера возмещения.

Иногда страховая компания незаконно отказывает в получении выплат, ссылаясь на пьяное состояние виновника аварии или отсутствия у него прав, отзыв лицензии. В таких случаях помимо жалобы на страховую компанию имеет смысл обратиться в Российский союз автостраховщиков. Кстати, в скором времени Госдума может запретить получение денежной компенсации по ОСАГО. Только ремонт автомобиля.

В каких случаях предусмотрены выплаты виновника ДТП, возмещение ущерба за счет личных средств водителя

За счет денежных средств водителя, виновного в совершении дорожно-транспортного происшествия, возмещается вред:

  • сверх установленных пределов по ОСАГО (400 тыс. на имущество каждого потерпевшего, 500 тыс. за вред жизни, здоровью каждого (!) потерпевшего)
  • когда имело место не ДТП (столкновение 2 транспортных средств), а причинение вреда автомобилю другими действиями (открыли дверь на парковке – помяли дверь соседней машины)
  • у виновника аварии отсутствует полис ОСАГО (вообще не оформлялся, а не формальное отсутствие)
  • моральный вред (при причинении вреда жизни или здоровью).

Порядок возмещения ущерба за счет средств виновника аварии может быть добровольным или принудительным.

Выплаты виновника ДТП в добровольном и принудительном порядке

Сумма ущерба рассчитывается по определенному алгоритму. Если речь идет о транспортном средстве, то используется оценка автомобиля после ДТП (с учетом утраты товарной стоимости). Не редко, участники аварии на месте «прикидывают» размер ущерба и предлагают не заниматься оформлением бумаг, а получить деньги и разъехаться. В таких случаях возьмите с лица, получившего деньги, расписку об отсутствии претензий. Иначе поведение виновника аварии можно расценить как оставление места ДТП, что влечет неприятности.

Виновник аварии и потерпевший могут заключить досудебное соглашение о порядке возмещения ущерба. Лучше, если оно будет оформлено у нотариуса, но допустимо и простое письменное соглашение (судиться на основании которого, правда, затратнее). Каждый факт передачи денежных средств должен подтверждаться документально – за что, когда получены деньги и в каком размере. Такой порядок досудебного урегулирования спора не лишает сторон права обратиться в суд с иском о возмещении ущерба в ДТП. В таком случае, все ранее произведенные выплаты должны быть учтены судьей в счет погашения задолженности.

Что касается возмещения вреда жизни или здоровью, то его оценка сопряжена с большим количеством документов. Это не только медицинские затраты и лекарственные средства, но и реабилитация лица, утраченный заработок (подробнее – исковое заявление о возмещении вреда здоровью).

Моральный вред подлежит исключительно субъективной оценке и взыскивается за счет средств виновника ДТП. Если в результате аварии причинен вред здоровью любой степени тяжести, а также при смерти пострадавшего, можно требовать компенсации морального вреда. Правда, чаще всего, путем подачи иска.

Если же в добровольном порядке получить выплаты виновника ДТП, возмещение ущерба при котором является его обязанностью в силу Гражданского кодекса РФ, затруднительно, единственным способом защиты нарушенных прав является обращение в суд.

Взыскание выплаты без износа по ОСАГО с виновника — законно ли и что делать?

Разница с износом с виновника

Можно ли взыскать возмещение в виде выплаты по страховке ОСАГО напрямую с виновника ДТП по части недополученной выплаты из-за методики расчёта с износом страховой компании? Непонятно звучит? Так, вероятно, и задумано. Коротко, если Вы считаете, что, застраховавшись по ОСАГО однажды, Вы снимаете с себя все риски по выплате в случае ДТП, то Вы не правы. Так считает государство. И для обратной стороны аналогично — если Вам выплатили с учётом износа, то Вы можете возместить вред с виновника.

Дело здесь в соответствующем постановлении Конституционного суда РФ, который считает, что действующее на 2018 год законодательство даёт право взыскать часть выплаты по ОСАГО напрямую с виновника ДТП. Если страховая выплатила недостаточно денег из-за утверждённой методики расчёта запчастей с износом.

Но давайте обо всём по порядку!

В чём дело? Исходные данные

Итак, действующий на 2018 год закон «Об ОСАГО» обязывает возмещать ущерб, причинённый застраховавшимся водителем, потерпевшему. Но этот закон также устанавливает определённый порядок такой выплаты (точнее, возмещения, ведь в приоритете на сегодня натуральный вид компенсации — ремонт автомобиля в сервисе страховщика) и, что самое главное, методику расчёта.

И такая методика расчёта предусматривает учёт износа запчастей на машину. То есть если возраст Вашего автомобиля более 5 лет, то Вы недополучите примерно 50% возмещения на запчасти. На работы износ не распространяется — они учитываются в полном объёме.

То есть что получается — ОСАГО должно покрывать ущерб, но фактически может покрыть всего лишь 50% от этого из-за учёта износа? Всё верно.

Но есть для Вас новости хуже, если Вы являетесь виновником ДТП. У потерпевшего теперь есть возможность взыскания выплаты без износа по ОСАГО непосредственно с причинителя вреда — то есть с Вас.

Что случилось?

Дело здесь в постановлении Конституционного суда. Весной прошлого года несколько инициативных граждан обратилось в этот суд после решений нижестоящих судов о том, что вот страховая компания им выплатила с учётом износа фактически меньшую сумму, чем стоит восстановление автомобиля после ДТП.

Заявители просили пересмотреть эти решения как противоречащие законодательству. Ниже мы рассмотрим логику и приведём решение Конституционного суда (КС).

Вывод из этого простой: по ОСАГО страхуется не вся ответственность при ДТП, а только её часть. То есть теряется весь смысл страхования ОСАГО.

Законно ли взыскивать разницу выплаты по ОСАГО с виновника?

Увы, но да. КС в конечном итоге удовлетворил жалобу обратившихся и вынес соответствующее постановление.

Но в чём логика? И что же получается, если Вы стали виновником ДТП, то страховая покроет только часть убытков? То есть закон о страховании работает так, что виновнику в любом случае придётся возмещать вред самому, пусть и частично? Совершенно верно.

До постановления КС судебная практика работала единообразно. Судьи считали, что вред, возмещённый страховой компанией в виде выплаты или ремонта, возмещён полностью, даже если денег на фактически ремонт у потерпевшего не хватило. С виновника требовать нечего, ведь его ответственность застрахована.

Но с такой судебной практикой не согласился КС. И вот в чём дело!

Можно приводить целый ряд ссылок на статьи законодательства, действующего на 2018 год, но в нашем случае достаточно только одной статьи — 1072 Гражданского кодекса РФ:

ГК РФ Статья 1072. Возмещение вреда лицом, застраховавшим свою ответственность.
Юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (статья 931, пункт 1 статьи 935), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причинённый вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

В контексте именно этой нормы права КС разъяснил, что, раз Конституция РФ даёт право гражданину на частную собственность, то это право не может быть нарушено неполной выплатой. А статья 1072 ГК как раз даёт право взыскивать разницу выплаты без износа по ОСАГО напрямую с виновника.

Исключение — европротокол

Всё вышеописанное работает только в тех случаях, когда ДТП оформлено с сотрудниками ГИБДД. Европротокол же устанавливает собственные правила по возмещению ущерба. И, согласно им, подписывая извещение европротокола, потерпевший соглашается с фактом возмещения ущерба в пределах именно страховой суммы.

Законодательным аргументом здесь выступает Постановление Пленума Верховного суда РФ №2 от 29.01.2015, которое говорит следующее:

39. Возмещение убытков в пределах сумм, установленных статьёй 11.1 Закона об ОСАГО, является упрощённым способом исполнения обязательств страховщиком, вследствие чего выплата прямого возмещения прекращает обязательство страховщика и причинителя вреда по конкретному страховому случаю (пункт 1 статьи 408 — ГК РФ).
В связи с этим не подлежит удовлетворению иск потерпевшего к страховщику и/или к причинителю вреда о возмещении ущерба на сумму, превышающую предельный размер страховой выплаты в рамках упрощённого порядка оформления дорожно-транспортного происшествия, за исключением случаев, когда соглашение участников дорожно-транспортного происшествия о его оформлении без участия уполномоченных на то сотрудников полиции признано судом недействительным.

По сути, первый абзац цитаты говорит нам о том, что даже если вместе с разницей расчёта без износа и выплаченной страховой суммой с износом не превышает лимит по европротоколу, то взыскивать выплату без износа с виновника напрямую нельзя. Но второй абзац прямо указывает лишь на случаи, когда фактическая сумма ущерба превышает лимит по европротоколу.

Если потерпевший обратился по Каско

Рассмотрим простой пример. Случилось ДТП, и потерпевший решил отремонтировать автомобиль по Каско, а не обращаться сразу по ОСАГО. В этом случае страховая виновника по ОСАГО в рамках суброгации выплачивает сумму страховой потерпевшего, которая застраховала его по Каско. Но суть в том, что ОСАГО выплачивает опять же сумму с износом. А по Каско потерпевший отремонтировался без учёта износа (чаще всего договоры Каско не предусматривают износ).

И в этом случае уже страховая компания потерпевшего имеет право напрямую взыскать разницу между расчётом без износа и с износом напрямую с виновника. Просто право требования в этом случае перешло от потерпевшего к его страховой компании.

Судебная практика и почему нужно не просто посчитать разницу?

Один важный момент, на котором обосновывается судебная практика (точнее, судьи) с момента выхода постановления КС – сам факт наличия разницы между расчётом без износа и с износом ещё нужно доказать.

Суть такой логики заключается в том, что если Вы подадите иск на виновника о взыскании разницы просто по результатам оценки страховой компании или экспертизы, то суд такие основания не зачтёт как достаточные. То есть Вы могли отремонтировать автомобиль по ценам и с учётом износа, несмотря на расчёты. А в суд необходимо предоставить доказательства того, что Вы реально понесли расходы на восстановительный ремонт больше, чем насчитала страховая компания – просто калькуляции для этого недостаточно.

Таким образом, судебная практика будет не на Вашей стороне, когда Вы подаёте иск о взыскании разницы напрямую с виновника, в случаях, если:

  • Вы даже не ремонтировали автомобиль, и Вам нечем обосновать, кроме расчёта независимой экспертизы,
  • в том числе если Вы продали машину и также, разумеется, её не ремонтировали,
  • отремонтировали автомобиль, но не сохранили доказательств оплаты.

Вот цитат из судебной практики одного из решения судов:

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.03.2017 года N 6-П не предполагается безусловного взыскания с виновного лица стоимости восстановительного ремонта поврежденного автомобиля без учёта его износа, согласно экспертному заключению, не превышающей лимит страхового возмещения. Иные надлежащие доказательства того, что им понесены реальные, т.е. необходимые, экономически обоснованные, отвечающие требованиям завода-изготовителя, учитывающие условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденные расходы, и они превышают сумму страхового возмещения, в материалах дела отсутствуют.

Что делать, если с Вас пытаются взыскать разницу по ОСАГО?

В том числе и в случае, когда с Вас пытается взыскать разницу выплаты по Каско, есть варианты уменьшить эту сумму. Как показывает судебная практика, совсем избежать взыскания не удастся.

Единственный вариант здесь — это ходатайствовать о переоценке суммы фактического ущерба, то есть о назначении судебной экспертизы. Дело в том, что расчёт выплаты или произведённый ремонт могли быть завышены изначально, и очень часто именно так и происходит.

Чаще всего судебная экспертиза постановляет, что для определённых элементов не было надобности в замене, а достаточно было вытяжки и покраски. Но имейте в виду, что критерий для обязательности замены достаточно высокий. Например, если фактически потребовалась рихтовка с применением шпакли, то замена в этом случае обоснована.

Также следует иметь в виду, что расчёт должен производиться по той же единой методике расчёта, а не рыночным ценам на запчасти. А сам износ страховой компанией может быть применён только к запчастям и кузовным элементам, но не к работам по их замене, покраске и тому подобной.

Кроме того, судебная экспертиза устанавливает, менялись ли на самом деле элементы или нет.

Для оценки перспективы судебного процесса, будучи любой стороной в ДТП: потерпевшим или виновником и преследуя различные цели, Вы можете проконсультироваться с нашими партнёрами-автоюристами. Консультация бесплатна.

Проконсультироваться с автоюристом онлайн

Абсурдность законности взыскания выплаты в виновника

Между тем, эксперты в области законодательства предвещают недолгую жизнь такой позиции нового закона и судебной практики, которые теперь повсеместно руководствуются вышеприведённым постановлением КС РФ и взыскивают разницу без износа с виновника.

Дело здесь в нелогичности этого постановления и противоречия целому ряду постулатов действующего законодательства. Рассмотрим самые распространённые из них.

Следует иметь в виду, что все вышеперечисленные постулаты дают обоснование в нелогичности постановления КС РФ. Но они не будут доводами в суде в целях отмены иска о взыскании выплаты без износа по ОСАГО, кроме разве что последнего пункта, который основан на прямой норме законодательства.

Виновник ДТП сам оплачивает ущерб

Истребование материальной компенсации ущерба, причиненного столкновением на дороге, – процедура не из приятных. Однако уделить ее осуществлению должное внимание все же не помешает, поскольку от правильности и оперативности действий, выполненных непосредственно после происшествия, как правило, зависит, будут ли покрыты убытка, нанесенные нарушителем ПДД, и в каком объеме.

В статье представлена информация о порядке взыскании ущерба, а также случаях, когда компенсация происходит за счет виновной стороны. Помимо этого, вы сможете получить исчерпывающие сведения о том, что подлежит компенсации, и какие требования можно предъявить ответчику во время рассмотрения дела в суде.

Случаи возмещения ущерба при ДТП виновником

Практика показывает, что в большинстве случаев убыток взыскивается с виновника при таких обстоятельствах:

  1. стоимость восстановительного ремонта превышает страховую сумму, выплата которой предусмотрена договором. Чтобы определить размер выплаты, необходимо заказать проведение независимой экспертизы, причем сделать это желательно непосредственно после наезда. Вывод аналитика является законным основанием для истребования разницы с ответчика по иску. Скажем, если страховая сумма равна 160 тысячам рублей, а величина ущерба – 200 тысячам, обязательства по компенсации недостающих 40 тысяч ложатся на плечи стороны, совершившей правонарушение;
  2. гражданская ответственность участника не застрахована или же срок действия полиса на момент столкновения истек. Также основанием для истребования убытков является наличие у нарушителя нелегальной страховки;
  3. число лиц, пострадавших от правонарушения, более двух. Как правило, в таких случаях сумма полиса не покрывает полностью расходов, понесенных вследствие аварии, поэтому для восстановления ТС требуются дополнительные финансовые ресурсы. Правом на истребование недостающих денег обладает каждый участник ДТП, автомобиль которого был поврежден в результате данного события;
  4. повреждение машины или ее детали/деталей произошло во время пребывания авто в недвижимом состоянии. К примеру, если виновник происшествия некорректно открыл дверь своего авто, и таким образом повредил авто, находящееся рядом, он обязан оплатить ремонт. Примеров столкновений подобного рода достаточно много, их особенностью является тот факт, что причиненные таким способом убытки не подлежат компенсации со стороны страховщика. Единственный вариант покрыть ущерб – истребовать необходимые для ремонта деньги с нарушителя. Как показывает практика, достаточно часто участникам ДТП удается договориться о возмещении вреда полюбовно. Если во время решения вопроса возникают разногласия, сумма компенсации явно завышена или вторая сторона отказывается производить оплату, тогда без судебного разбирательства не обойтись;
  5. договором страхования не предусмотрено возмещение расходов, связанных с моральными переживаниями, поэтому это осуществляется за счет виновной стороны;
  6. лицо, нарушившее ПДД, вследствие чего произошло столкновение, обязано компенсировать вред, причиненный жизни и здоровью пострадавших людей, если страховая сумма полностью не покрыла расходов на восстановление здоровья или погребение.

Компенсации каких расходов можно требовать при ДТП с виновной стороны

Лицо, пострадавшее после аварии, имеет право требовать покрытия:

  • растрат с учетом износа автодеталей;
  • финансовых ресурсов, потраченных на оплату восстановительного ремонта;
  • расходов, произведенных в связи с транспортировкой машины на станцию техобслуживания после ДТП и ее хранением;
  • нравственных переживаний;
  • денег, потраченных на восстановление здоровья или на погребение, если имело место ДТП с пострадавшими;
  • товарной стоимости ТС, утраченной в результате аварии. Данное возмещение происходит, если можно точно рассчитать утраченную стоимость;
  • заработной платы, неполученной вследствие временной утраты пострадавшим лицом трудоспособности;
  • средств, потраченных на прохождение пострадавшим лицом курса реабилитации;
  • дополнительных расходов, в частности на почтовые переводы, консультацию автоюриста, услуги независимого эксперта и прочие выплаты. Вместе с этим в случае удовлетворения судом исковых требований, ответчик обязан возместить средства, потраченные на оплату госпошлины и услуг автоюриста, составившего исковое заявление;
  • расходов, понесенных в связи с утратой кормильца.

Дополнительная информация! Основанием для истребования возмещения ущерба являются как письменные, так и иные допустимые и относимые средства доказывания, имеющие отношение к делу. К примеру, чтобы требовать покрытия независимой экспертизы, необходимо представить документы, подтверждающие ее оплату и проведение.

Как возместить реальный ущерб после ДТП, способы реализации процедуры

Существует несколько способов добиться возмещения ущерба:

  • попробовать договориться с виновником аварии о добровольном покрытии убытков;
  • предъявить претензию в письменной форме;
  • обратиться в суд, подав соответствующее заявление. К последнему способу прибегают в крайнем случае, когда договориться мирным путем не получилось. Хотя, как показывает судебная практика, случаи обращения в суд с пропуском претензионного этапа и этапа мирных переговоров также имеют место. Относительно обращения в судебные органы законодатель не установил никаких ограничений.

Пакет документов для взыскания ущерба с виновника ДТП через суд

  • заявление, содержащее исковые требования;
  • результаты независимой экспертизы;
  • протокол ДТП, а также соответствующее постановление;
  • документ, включающий информацию относительно суммы ущерба и порядке ее исчисления.

В случае удовлетворения иска, все расходы, понесенные истцом перед обращением в суд, также как и требование о компенсации ущерба, подлежат возмещению. За этапом судебного разбирательства следует исполнение решения. Обеспечение исполнения решения надлежащим образом относится к компетенции судебных приставов, именно туда и следует доставить постановление после его вступления в законную силу.

Компенсация ущерба взыскивается судебными приставами в соответствии с нормами законодательства.

Как взыскать ущерб с виновника ДТП в добровольном порядке

Расходы, понесенные при ДТП, могут взыскиваться как в принудительном порядке, к примеру, через суд, так и в добровольном. Второй вариант решения проблемы менее хлопотный, однако, достичь мирного соглашения без привлечения третьих лиц не всегда выходит. Особенно если речь идет о крупных материальных потерях, требующих возмещения.

Перед тем как обратиться к виновнику с предложением компенсировать убытки мирным путем, следует основательно подготовиться:

  1. получить в ГИБДД копию протокола ДТП;
  2. заказать проведение независимой экспертизы;
  3. получить в страховой компании справку, подтверждающую тот факт, что размер ущерба превышает страховую сумму, предусмотренную договором.

После сбора необходимых документов можно переходить к составлению претензионного заявления. Претензия должна содержать следующие данные:

  • личные данные виновной и пострадавшей стороны, реквизиты паспорта, адреса, контрактные данные;
  • сведения об обстоятельствах и причине ДТП как те, что зафиксированы в протоколе ГИБДД, так и установленные в результате проведения независимой экспертизы;
  • данные о ТС, поврежденном во время аварии;
  • результат независимого исследования;
  • размер убытков, включая дополнительные расходы на услуги эксперта;
  • размер страховой суммы, предусмотренной договором;
  • сумма ущерба, не покрытая страховкой (разница);
  • требования пострадавшей стороны.

Как взыскать материальный ущерб через суд

Исковое заявление о возмещении вреда, причиненного ДТП, составляется в соответствии с нормами процессуального законодательства. Согласно правилам общей территориальной подсудности заявление подается по месту жительства ответчика.

Рассмотрение заявления подобного рода относят к компетенции:

  1. мирового судьи (цена иска не более 50 тысяч рублей);
  2. районного судьи (цена иска свыше 50 тысяч рублей).

Чтобы процедура не затянулась на долгие месяцы, лучше воспользоваться помощью опытного автоюриста. Специалист в сфере дорожно-транспортных отношений сможет корректно составить исковое заявление и разработать максимально выгодную и эффективную стратегию ведения дела.

ДТП по вине пешехода: ответственность водителя и пешехода

Ответственность за ДТП по вине пешехода наступает по правилам ГК РФ, а возмещение ущерба может происходить не только по иску пострадавшего водителя, но и страховой компании. Процедура привлечения пешеходов к ответственности существенно осложняется отсутствием у них полиса ОСАГО, а при рассмотрении дела суду предстоит устанавливать степень вины обеих сторон. В этом материале рассмотрим основания для возмещения ущерба при ДТП по вине пешехода и порядок взыскания.

Условия разграничения ответственности

Каждое транспортное средство признается источником повышенной опасности. Поэтому ответственность водителя может наступать даже при отсутствии вины. Пешеход также является полноценным участником дорожного движения, однако его ответственность за возможный ущерб может наступать только при наличии вины.

При рассмотрении дел, связанных с возмещением вреда от ДТП с участием пешеходов, нужно учитывать следующие нюансы:

  • вина пешехода в нарушении ПДД может подтверждаться только в судебном порядке – возбуждается дело об административном правонарушении по одному из составов КоАП РФ;
  • если в аварии присутствует вина пешехода и водителя, в судебном порядке будет определена степень виновности каждой стороны – одновременно могут рассматриваться два встречных иска;
  • при наличии вины пешехода, возмещению подлежит ущерб автотранспорту, имуществу, жизни и здоровью граждан, а также моральный вред.

Длительное время вопрос об ответственности пешеходов носил спорный характер. Это связано с отнесением машины к источникам повышенной опасности. Судебная практика с 2012 года придерживается правила о возмещении ущерба за счет пешехода по нормам статьи 1064 ГК РФ – соответствующее постановление вынес Конституционный суд РФ.

Сложности возмещение ущерба с пешеходов заключаются в отсутствии у них полиса ОСАГО. Для автовладельцев этот вопрос решается просто – компенсация выплачивается за счет страховой компании, которая приобретает право регрессного требования к виновнику аварии. Если виновником является пешеход, страховой случай по ОСАГО отсутствует, а повреждения машины может возмещаться только по добровольному полису КАСКО.

Исходя из указанных выше правил, алгоритм действий автовладельца для возмещения ущерба заключается в следующем:

  1. надлежащее закрепление обстоятельств столкновения с пешеходом – вызов сотрудника ГИБДД, оформление протокола, установление круга свидетелей и перечня доказательств;
  2. обращение в страховую компанию, если у автовладельца имеется полис КАСКО, либо если в столкновении участвовали более двух автомобилей;
  3. получение административного постановления о привлечении пешехода к ответственности по КоАП РФ – этот документ может быть истребован и при рассмотрении гражданского дела по иску автовладельца;
  4. оценка ущерба, причиненного автомашине и имуществу, а также определение вреда жизни и здоровью граждан;
  5. оформление искового заявления в суд;
  6. получение судебного акта и направление его для принудительного исполнения в службу ФССП.

Даже если вина пешехода будет подтверждена административным постановлением, на автовладельца возлагается обязанность доказать размер причиненного ущерба. Кроме того, в рамках гражданского дела предстоит доказать и невиновность самого водителя.

Рассмотрим, как происходит возмещение вреда при ДТП по вине пешехода.

Порядок привлечения к ответственности

Непосредственно на месте ДТП сложно установить однозначную вину пешехода, так как его поведение на дороге может зависеть от множества факторов – нарушение ПДД со стороны других водителей, отсутствие знаков или разметки, иные причины. Чтобы зафиксировать все обстоятельства аварии, нужно выполнить следующие действия:

  1. убедиться в отсутствии угрозы жизни и здоровью граждан, вызвать скорую помощь или доставить пострадавших в больницу;
  2. зафиксировать место положения автомобилей, а также иные доказательства (например, сделать фото- или видеосъемку);
  3. вызвать сотрудников ГИБДД для составления протокола о нарушении ПДД, а также для составления акта о повреждениях машины;
  4. обратиться к независимому эксперту для оценки имущественного вреда;
  5. пройти медосвидетельствование для оценки вреда здоровью.

Если в результате ДТП, по вине пешехода, наступил тяжкий вред здоровью или летальный исход, существует вероятность привлечения к уголовной ответственности. Однако для этого в действиях виновника аварии должна подтверждаться одна из форм умысла. В иных случаях наказание последует только в виде штрафа по КоАП РФ, а также в рамках гражданского дела.

Если сотрудником ГИБДД будет установлена вина не только пешехода, но и водителя, составляет два административных протокола. В этом случае, компенсация пострадавшему пешеходу будет выплачена по программе ОСАГО. Для взыскания компенсации в пользу водителя потребуется подать иск в суд.

Для обращения в суд потребуются следующий комплект документов:

  • исковое заявление, подписанное лично автовладельцем или его представителем по нотариальной доверенности;
  • копия правоустанавливающих документов на автомашину – свидетельство о регистрации ТС, ПТС;
  • полис ОСАГО и/или КАСКО;
  • материалы административного производства, подтверждающие вину пешехода в ДТП;
  • акт независимой экспертизы, подтверждающий размер имущественного ущерба;
  • акт медосвидетельствования, подтверждающий тяжесть телесных повреждений;
  • платежные документы, подтверждающие частичную выплату по страховке;
  • платежный документ, подтверждающий перечисление госпошлины.

Существует возможность взыскать ущерб с пешехода, даже если он не привлекался к административной ответственности. Например, КоАП РФ позволяет избежать наказания, если правонарушение будет признано несущественным или малозначительным. В этом случае сам факт вынесения административного постановления будет являться доказательством вины пешехода.

Судебный процесс

Основанием для возбуждения гражданского дела является исковое заявление. В его содержании нужно указать не только сведения о каждом участнике дела, но и следующие данные:

  1. все обстоятельства ДТП, подтвержденные процессуальными документами (схемами, актами, протоколами и т.д.);
  2. перечень имущественных и телесных повреждений, наступивших после ДТП;
  3. обоснование размера морального вреда, а также расчета имущественного ущерба;
  4. обстоятельства, подтверждающие вину пешехода в нарушении ПДД.

Если от пешехода поступило встречное исковое заявление о компенсации вреда от ДТП, оно будет рассматриваться в рамках единого процесса.

При рассмотрении дела суду предстоит оценить следующие факты и обстоятельства:

  • отсутствие или наличие вины в ДТП пешехода и/или автовладельца;
  • характер и степень вины;
  • наличие дополнительных обстоятельств, повлекших аварию или повлиявших на размер ущерба;
  • характер повреждений автомашины, физического и морального вреда;
  • обоснованность расчета ущерба и компенсации морального вреда.

Если истцом выступает страхования компания, она должна подтвердить факт выплаты компенсации по полису ОСАГО или КАСКО. Документы, связанные с подтверждением страхового случая, будут приобщены к материалам дела.

Для оценки имущественного ущерба проводится независимая экспертиза. О ее проведении должен уведомляться виновник ДТП. При проведении экспертных действий фиксируется все повреждения автомашины и иного имущества, непосредственно связанные с ДТП. Для расчета суммы ущерба принимаются во внимание рыночные цены. Также можно взыскать утрату товарной стоимости автотранспорта, поскольку страховые компании практически всегда отказывают о выплатах по этому основанию.

Если суд установит вину водителя и пешехода, удовлетворение исковых заявлений может происходить по следующим вариантам:

  1. суд может признать вину обоих участников аварии в равных размерах – в этом случае будет происходить удовлетворение обоих исков с пропорциональным взаимозачетом требований;
  2. суд может признать, что даже виновные действия пешехода и нарушение ПДД не явились причиной столкновения (например, если пешеход нарушил правила перехода велосипедной дорожки, однако попал под выехавший автомобиль);
  3. на пропорциональное определение вины может повлиять наличие дополнительных объективных факторов – например, если водителю пришлось внезапно изменить траекторию движения, чтобы избежать наезда на случайно возникшее препятствие на дороге.

Компенсация морального вреда будет взыскана, если истец подтвердит психические и нравственные страдания, наступившие не только во время ДТП, но и в качестве последствий аварии. Например, в состав таких страданий включаются переживания в момент столкновения и стрессовой ситуации, страдания от болевых ощущений и т.д. Оценка морального вреда носит индивидуальный характер, а расчет суммы компенсации определит суд с учетом всех обстоятельств дела. Если истцом выступает страховая компания, компенсация морального вреда не взыскивается.

Судебный акт о взыскании с пешехода компенсации имущественного, физического и морального вреда может быть исполнен добровольно или принудительно. Если гражданин отказывается выплатить присужденную сумму, документы нужно направить в службу ФССП. Страховая компания имеет право получить с пешехода только компенсацию, фактически выплаченную по страховому полису ОСАГО или КАСКО.

Вопрос: можно ли взыскать износ с виновника ДТП по ОСАГО?

Вы попали в ДТП. Виновником оказался второй водитель. К счастью, у него было все в порядке с полисом ОСАГО, и вы даже без суда смогли получить направление на ремонт. Все бы хорошо, но есть одно «но»: страховая насчитала ущерб по единой методике с учетом износа, поэтому для завершения ремонта вам пришлось доплатить из своего кармана еще несколько тысяч рублей. Конечно же, вы жаждете получить эти деньги с виновника ДТП, но до недавнего времени суды отказывались удовлетворять такие иски.

Почему раньше суды отказывались взыскивать износ с виновника?

Потому что существовало разъяснение Верховного Суда РФ из обзора судебной практики №4 за 2015 год. Мы подробно рассказывали о нем вот в этой статье: Верховный суд: выплата по ОСАГО даже при ремонте идет с учетом износа.

Вкратце: ФЗ об ОСАГО предусматривает, что размер выплаты определяется по единой методике (положение ЦБ РФ №432-П от 19.09.2014). Методика и закон исходят из того, что все расходы на запчасти определяются с учетом износа. То есть потребовать доплату с виновника ДТП можно только в случае, когда размер страховой выплаты по ОСАГО получается больше 400 тысяч рублей. Страховая выплатит вам 400 тысяч, остальное вы можете взыскивать с виновника. Если размер выплаты меньше 400 тысяч рублей, всю сумму ущерба вам перечисляет страховая, а с виновника ничего получить нельзя. Так было до недавнего времени, пока в ситуацию не вмешался Конституционный суд.

Почему Конституционный суд разрешил взыскивать износ с виновника ДТП?

Четверо автолюбителей из Краснодарского края, попав в ДТП, решили попробовать через суд получить возмещение за износ с виновников аварий. Все суды им в этом отказали на основании позиции Верховного Суда. Тогда водители обратились в Конституционный суд, и 10 марта 2017 года в постановлении №6-П КС принял их сторону.

КС напомнил, что ФЗ об ОСАГО регулирует лишь отношения между потерпевшим и страховой компанией по поводу получения страховой выплаты. Отношения вследствие причинения вреда (то есть между потерпевшим и виновником) регулируются ГК РФ. Статьи 15 и 1064 ГК РФ дают потерпевшему право требовать полного возмещения причиненных убытков с причинителя вреда. В 1072 статье ГК РФ также прописана необходимость возмещения потерпевшему разницы между суммой страхового возмещения и фактическим размером ущерба, если страховой выплаты недостаточно для полного возмещения ущерба.

Конституционный суд также обратил внимание на то, что рассчитанная по единой методике сумма выплаты может не соответствовать реальным затратам на ремонт, а формулы расчета износа являются усредненными и не учитывают особенности конкретной машины.

Вывод КС РФ: для покрытия разницы между страховой выплатой и фактическим ущербом потерпевший может подать иск к виновнику ДТП.

Как получить сумму износа с виновника ДТП?

  1. Правильно оформить ДТП — с вызовом полиции или без вызова, если размер ущерба позволяет. Как оформить ДТП без вызова полиции.
  2. Обратиться в страховую компанию в порядке прямого возмещения ущерба (или в страховую виновника, если прямое возмещение в данном случае невозможно) и получить страховую выплату или направление на ремонт.
  3. Сделать доплату за износ при ремонте авто и обязательно сохранить подтверждающие документы (акт из страховой компании, чеки, квитанции и др.). При получении денежной выплаты собирайте все документы на покупку необходимых запчастей и проведение ремонта, чтобы обосновать недостаточность страховой выплаты.
  4. Написать виновнику претензию о возмещении суммы износа, вручить лично под роспись или отправить ценным письмом с описью вложения и уведомлением. К претензии нужно приложить копии подтверждающих документов.
  5. При отсутствии реакции готовить исковое заявление в суд.

Как подтверждать обоснованность доплаты за износ с виновника?

Конституционный суд в постановлении 6-П от 10.03.2017 предлагает при определении обоснованности доплаты с виновника учитывать следующие факторы:

  • необходимость и экономическую обоснованность понесенных расходов;
  • требования завода-изготовителя;
  • условия эксплуатации транспортного средства;
  • достоверно ли подтверждены понесенные расходы;
  • есть ли более разумный и распространенный в обороте способ исправления повреждений;
  • не произошло ли при использовании новых деталей, узлов или агрегатов значительного улучшения транспортного средства, которое приводит к несправедливому увеличению его стоимости за счет виновника (например, при замене деталей с нормальным износом на новые).

При этом представлять доказательства того, что размер фактического ущерба превышает сумму страхового возмещения, должен потерпевший.

Что делать виновнику ДТП, если с него требуют доплату за износ?

После получения претензии от потерпевшего обязательно свяжитесь с ним и попросите документы, подтверждающие его реальные расходы на новые запчасти. Если такие документы потерпевший не предоставит, возможно, вам стоит подождать, пока он обратиться в суд. В суде вы сможете знакомиться со всеми материалами дела и представлять свои доказательства, в том числе требовать экспертизу (оценку ущерба). В любом случае рекомендуем принимать решение об удовлетворении претензии потерпевшего и выбирать тактику для суда после подробной консультации с юристом по всем имеющимся документам и анализа судебной практики по своему региону.

Учтите, что по новым правилам, вступившим в силу 28.04.2017, доплата за износ запчастей при направлении поврежденной машины на ремонт отменена.

Статья написана по материалам сайтов: iskiplus.ru, autotonkosti.ru, 1dtphelp.ru, mirmotor.ru, vestiprava.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Комментарии
  1. Михаил

    В статье вы расписываете как КС РФ обосновал правомочность требований возмещения износа, а потом противоречите «Учтите, что по новым правилам, вступившим в силу 28.04.2017, доплата за износ запчастей при направлении поврежденной машины на ремонт отменена.» Не понятно. При каком направлении на ремонт? Если СК направляет в свой СТО?

Добавить комментарий

Adblock detector