Классификация опасных грузов, требования к маркировке и способы транспортировки

Грузы могут относиться к различным классам опасности. Подобные материалы и вещества нуждаются в соблюдении особых условий для безопасной транспортировки.

Чтобы организовать перевозку, необходимо подобрать подходящую тару, а также нанести маркировку, содержащую информацию о типе груза. Это позволить предупредить всех участников движения о возможной опасности.

Классификация и особенности транспортировки опасных грузов

Опасными грузами считаются материалы и вещества, которые во время наземной транспортировки, будь то международные перевозки автомобильным транспортом или доставка по ж/д, могут причинить вред окружающей среде. Они могут стать причиной разрушений объектов или являются угрозой живым организмам.

Чтобы перевозить такие грузы, необходимо подобрать подходящую тару и создать определённые условия.

Прежде чем приступить к транспортировке, следует определить номер ООН груза, его класс, отгрузочное наименование, группу упаковки и классификационный код. Неправильные сведения могут стать причиной серьёзных последствий из-за неправильной упаковки веществ или материалов.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

Классы опасности опасных грузов по ДОПОГ

В зависимости от типа возможной угрозы и свойств, по правилам ДОПОГ опасные грузы подразделяются на следующие:

  • Класс 1 – вещества, которые могут взорваться или стать причиной возгорания. К этой же категории относятся изделия, предназначенные для организации пиротехнических эффектов.
    Особо чувствительные материалы из перечня опасных грузов 1 класса, реакция которых может возникнуть спонтанно, запрещены к перевозке.
  • Класс 2 – газы, находящиеся в любой из доступных форм. Это могут быть невоспламеняющиеся, легковоспламеняющиеся или химически неустойчивые вещества, в том числе и ядовитые.
  • Класс 3 – жидкая среда и смеси, испарения которых способны с лёгкостью воспламениться при определённых условиях. Подобные вещества необходимо транспортировать, учитывая температуру вспышки.
  • Класс 4 – к этому классу относятся твёрдые материалы, способные возгораться самопроизвольно или при взаимодействии с посторонними предметами, а также вещества, выделяющие при попадании воды легковоспламеняющийся газ.
  • Класс 5 – пероксиды органического происхождения и вещества, способные к окислению. Подобные компоненты могут выделять кислород, поддерживать возникшее пламя или стать причиной возгорания.
  • Класс 6 – яды и зараженные инфекцией вещества, которые могут стать причиной смерти при попадании на поверхность тела, слизистую или внутрь организма людей или животных.
  • Класс 7 – материалы и вещества, представляющие собой радиоактивную опасность;
  • Класс 8 – едкие вещества, способные стать причиной коррозии или вызвать повреждение живой ткани при случайном соприкосновении. Чаще всего к этому классу относятся разнообразные щёлочи, кислоты и растворы.
  • Класс 9 – к этому типу относятся материалы, не обладающие высоким уровнем опасности, но требующие соблюдения особых условий при транспортировке.

Классификационные коды

Классификационные коды указывают на свойства перевозимого груза. Они обозначаются одной или несколькими буквами и могут быть дополнены цифрами.

  • А – газы удушающего действия;
  • С – вещества, способные вызвать коррозию;
  • D – взрывчатые вещества, применяемые для изготовления лекарств;
  • F – материалы легко воспламеняющиеся;
  • I – препараты, содержащие инфекции;
  • М – прочие опасные вещества;
  • О – компоненты, приводящие к окислению материалов;
  • Р – пероксиды органического происхождения;
  • SR – вещества, способные на непроизвольную реакцию;
  • S – материал, который может самостоятельно воспламениться;
  • Т – токсины;
  • W – вещества, которые при воздействии воды выделяют газ, способный стать причиной возгорания.

Группы упаковок

Группа упаковки веществ указывает на степень их опасности:

От этой характеристики зависит выбор подходящей тары, а также организация соответствующих транспортных условий.

Маркировка опасных грузов

Маркировка указывает на содержимое упакованного груза, предупреждает о возможной опасности, а также содержит информацию о способе обращения с ним.

Кроме специальной маркировки тара или неупакованные материалы должны содержать знаки опасности.

Контейнеры также должны быть помечены соответствующим образом. Это послужит источником информации для других участников движения.

Тара и упаковка

Тара, предназначенная для перевозки опасных грузов, должна соответствовать всем необходимым техническим условиям и стандартам. Она должна быть надёжной, прочной и безопасной, исключать просыпание или утечку вещества.

Материал, из которого изготавливается упаковочная тара, не должен разрушаться при взаимодействии с содержимым.

Вещества, способные выделять легковоспламеняющиеся, ядовитые и прочие опасные газы, должны перевозиться в герметичной таре.

  • Стеклянные контейнеры с жидкостью следует транспортировать в прочных ящиках, свободное пространство которых заполнено прокладочным материалом.
  • Ящики, предназначенные для перевозки бутылей, должны быть разделены на ячейки, иметь амортизаторы и различные вкладыши.
  • Канистры, бидоны и банки с опасными грузами необходимо упаковывать в деревянную тару или обрешетку.
  • Мешки, которые не соответствуют условиям транспортировки, также необходимо дополнительно упаковать в ящики, коробки и бочки, сделанные из дерева или металла.

Информация о совмещённых грузах должна быть указана в накладной, для международных автоперевозок это CMR.

Прежде, чем приступить к упаковке груза, необходимо определить степень его опасности. Это поможет правильно подобрать надёжную тару, а также обеспечить надлежащие условия для транспортировки.

Пренебрежение мерами безопасности может привести к серьёзным последствиям, причинению вреда природе и живым организмам.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Опасные грузы».

Бесплатная консультация по телефону:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

Заинтересовал материал? Следите за появлением новых материалов ВКонтакте, на Одноклассниках, в Twitter, Facebook или Google Plus.

Полезная информация по авиаперевозкам

Требования к авиаперевозке грузов

Особенности выполнения перевозок различных грузов на внутренних и международных воздушных линиях.

Требования к грузам, перевозимым воздушным транспортом.

  • К перевозке воздушным транспортом могут быть приняты различные категории грузов, характер упаковки и свойства которых позволяют обеспечить их безопасную авиаперевозку при условии: длительного пребывания при низком барометрическом давлении — до 193 Гпа (до 145 мм рт. ст.), и при температуре +- 60 град. С; воздействия вибрационных перегрузок до 2,9 q; воздействия на ВС в продольном и поперечном направлениях эксплуатационных перегрузок до 1,0 q, в вертикальном направлении – вверх до 1,0 q и вниз до 3,0 q.
  • При перечисленных условиях грузы не должны изменять своих химических, физических и иных свойств, которые могут привести их к порче или к повышению степени опасности при воздушной перевозке.
  • При перевозке грузов рейсовыми пассажирскими ВС в порядке их дозагрузки в багажно-грузовые отсеки предельные масса и габариты грузов строго ограничиваются.
  • К перевозке воздушным транспортом принимаются также некоторые категории грузов (скоропортящиеся, опасные, ценные, живые и влажные грузы, дипломатические материалы и др.), которые требуют особых условий транспортировки.
  • При международных авиаперевозках грузоотправитель обязан урегулировать все формальности, связанные с вывозом грузов и их ввозом на территорию РФ. К ним относится получение необходимых лицензий, разрешений, сертификатов и других документов, требуемых законами РФ. Грузоотправитель обязан гарантировать выполнение всех постановлений Правительства РФ и требований государственных контрольных органов, связанных с такими перевозками. Сюда входит также соблюдение правил транспортирования грузов и их перегрузки на другие ВС в странах, через которые проходит маршрут движения.
  • В зарубежной практике грузовых авиаперевозок ИАТА большинство стран ограничивают ввоз:

Тара и упаковка опасных грузов

Упаковка опасных грузов

Опасные грузы по своим физическим и химическим свойствам подразделяются на классы, которые и определяют их степень опасности для окружающей среды и живых существ. Дополнительным фактором, характеризующим уровень угрозы, исходящей от такого груза, является упаковка опасных грузов. Понятно, что при перевозках опасных грузов необходимым условием транспортировки является нейтрализация воздействия таких грузов. Таким образом, стоит обращать тщательное внимание как и во что упаковано такое вещество или изделие, а так же проверять целостность и герметичность упаковки. Транспортная упаковка опасных грузов делится на группы:

I — опасный груз повышенного уровня угрозы

II — опасный груз среднего уровня опасности

III — груз небольшой степени опасности

Группы упаковки не назначены опасным грузам классов опасности 1, 2, 5.2, 6.2 и 7 и самореактивным веществам класса 4.1.

Тара опасных грузов

Транспортировка опасных грузов осуществляется в таре, которая для каждого опасного груза своя. Тара опасных грузов строго регламентирована и сертифицирована. Для перевозки опасных грузов используется транспортная тара, которая прошла испытания в соответствии с нормативными актами и имеет соответствующую маркировку. Требования к транспортной таре определены в ДОПОГ на стр 740.

Виды одиночной тары:

IBC контейнер ( евро куб) для перевозки жидких грузов

Биг — бег мягкий контейнер для перевозки сыпучих веществ

бочка разной емкости из металла или пластика

канистры металлические или пластмассовые

ящики — для сыпучих грузов

Часто используется комбинированная упаковка, имеющая внутреннюю и наружную тару.

Транспортная компания «Опасный груз» принимает к перевозке только целую и герметичную тару и упаковку опасных грузов. Мы самым внимательным образом следим за этим важным моментом доставки.

Сертифицированная тара для перевозки опасных грузов — воздушным транспортом, маркировка

Dangerous cargo. Package

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством морского флота СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 31.10.84 N 3812

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, приложения

Приложения 1, 1a

5. Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта от 30.03.92 N 319

2. Стандарт не распространяется на упаковку опасных грузов классов 2, 7 и подкласса 6.2.

3. Стандарт полностью соответствует требованиям Рекомендаций, подготовленных Комитетом экспертов Организации Объединенных Наций, и международных правил перевозки опасных грузов.

1-3. (Измененная редакция, Изм. N 1).

4. Термины, применяемые в настоящем стандарте, и пояснения к ним приведены в приложении 1.

5. Упаковка опасных грузов должна соответствовать нормативно-технической документации на продукцию; на конкретные виды (типы) тары и упаковки, а также требованиям настоящего стандарта.

6. Для опасных грузов должна применяться транспортная тара, указанная в табл.1.

Вид, тип, исполнение и обозначение транспортной тары

Барабаны, бочки, фляги

Со съемным верхним дном или широкогорлые

Со съемным верхним дном или широкогорлые

Барабаны, бочки, фляги

Со съемным верхним дном или широкогорлые

Сухотарные (со съемным верхним дном)

С внутренним вкладышем или покрытием

С внутренним вкладышем или покрытием

Из полимерной ткани

Без внутреннего покрытия или вкладыша

Из полимерной пленки

Без внутреннего покрытия или вкладыша

1. Полимерный сосуд в:

стальной обрешетке или ящике

алюминиевой обрешетке или ящике

2. Стеклянный, фарфоровый или керамический сосуд в:

стальной обрешетке или ящике

алюминиевой обрешетке или ящике

7. Масса нетто и вместимость транспортной тары для опасных грузов не должны превышать указанных в табл.2.

1А1, 1А2, 1В1, 1В2

Барабаны, бочки и фляги стальные и алюминиевые

Барабаны и бочки фанерные

Барабаны, бочки и фляги полимерные

3А1, 3А2, 3Н1, 3Н2

Канистры стальные и полимерные

4А1, 4А2, 4В1, 4В2, 4С1, 4C2, 4D, 4F, 4G

Ящики стальные, алюминиевые, дощатые, фанерные, древесно-волокнистые, картонные

5Н1, 5Н2, 5Н3, 5Н4, 5L1, 5L2, 5L3, 5М1, 5М2

Мешки полимерные, тканевые, бумажные

6НА1, 6НВ1, 6HD1, 6HG1, 6HH1

Комбинированная тара (полимерный сосуд в барабане)

6НА2, 6НВ2, 6НС, 6HD2, 6HG2, 6НН2

Комбинированная тара (полимерный сосуд в ящике)

6РА1, 6РА2, 6РВ1, 6РВ2, 6РС, 6PD1, 6PD2, 6PG1, 6PG2, 6РН1, 6РН2

Комбинированная тара (стеклянный, фарфоровый или керамический сосуд в транспортной таре)

5-7. (Измененная редакция, Изм. N 1).

7а. Транспортная тара (упаковка) каждого вида, типа и исполнения по показателям прочности, устанавливаемым в результате испытаний, разделяется на три группы упаковки (см. приложение 1a).

8. Допускаемое количество конкретного опасного груза в таре или упаковке или масса брутто должны соответствовать правилам перевозки опасных грузов, действующим на каждом виде транспорта.

11. Воздушные пробки и другие устройства для сброса внутреннего давления допускается устанавливать при условии, что количество выделяющихся паров или газов неопасно. Тара с устройствами для сброса внутреннего давления не допускается для транспортирования воздушным транспортом. Герметичная тара, включая укупорочные средства, предназначенная для перевозки жидких опасных грузов воздушным транспортом, должна выдерживать без утечки снижение наружного давления до 68 кПа.

12. Возвратную тару перед наливом жидкости подвергают испытанию на герметичность в соответствии с п.36 настоящего стандарта.

13. Транспортную тару применяют для опасных жидкостей при соблюдении одного из следующих условий:

где — рабочее давление в таре при 55 °С, т.е. суммарное давление паров жидкости, воздуха и других неконденсирующихся газов в таре с учетом коэффициента наполнения п.14 минус 100 кПа;

14. При наливе в таре оставляют незаполненное пространство (недолив) из расчета, чтобы жидкость не заполняла весь внутренний объем тары при температуре 55 °С.

где — объем жидкости при наливе, дм ;

где — температурный коэффициент объемного расширения;

Св. 0,0010 до 0,0014

________________
* Таблица 3. (Исключена, Изм. N 1).

15. Материалы, из которых изготовлена тapa, упаковка и укупорочные средства, должны быть инертными по отношению к упаковываемому продукту или иметь инертное покрытие или прокладку (вкладыш).

16. Полимерная тара должна быть изготовлена из материалов, устойчивых к старению, вызываемому воздействием упаковываемого продукта или ультрафиолетового излучения, и должна обеспечивать сохранность груза при транспортировании и хранении.

18. Алюминиевые барабаны и бочки (1В1 и 1В2) должны изготовляться со сварными швами. Швы, соединяющие донья с корпусом, должны быть защищены обручем. Фланцы должны быть приварены.

19. Металлические барабаны и бочки (1А1, 1А2, 1В1, 1В2) вместимостью более 60 дм должны иметь не менее двух гофров катания или двух обручей, прочно соединенных с корпусом. Точечная сварка в этом случае не допускается.

20. Фанера, применяемая для изготовления барабанов и бочек, должна быть склеена водостойким клеем.

20а. Крышка фанерного барабана (1D) должна быть выложена с внутренней стороны бумагой или другим материалом для предотвращения просыпания продукта. Бумага (материал) должна быть прикреплена к крышке и выступать за ее края по всему периметру.

20б. Металлические ящики (4А2, 4В2) должны быть выложены с внутренней стороны картоном или войлочными прокладками. В ящиках с двойным швом не допускается попадание вещества в полость шва.

21. Каждая стенка ящика (4С2), дно и крышка должны быть изготовлены из цельной доски или щитов, собранных при помощи кромочных соединений типов К-1 — К-6 по ГОСТ 9330 на клею или с применением рифленых металлических накладок (скрепок).

23. Пенопластовые ящики (4Н1) должны состоять из двух частей, изготовленных из формованного пенопласта: нижней части, имеющей специальные полости, соответствующие форме помещаемой в них тары, и верхней части, закрывающей нижнюю и плотно с нею скрепляемой тканевой или ламинированной бумажной лентой. Крышка или пробка, уложенной в ящик тары, не должна соприкасаться с верхней частью ящика.

24. На внутреннюю поверхность мешков (5Н2 и 5L4) при их изготовлении наклеивают бумагу или полиэтиленовую пленку или применяют один или более вкладышей из бумаги или полимерного материала.

25. На внутреннюю поверхность мешков (5Н3 и 5L3) при их изготовлении наносят покрытия из полимерного материала или применяют внутренние вкладыши из влагопрочной бумаги (парафинированной, битумированной или ламинированной полиэтиленом) или из полимерной пленки.

26. Количество слоев в бумажных мешках должно быть не менее трех.

27. В комбинированной таре (6НА1-6НН2) внутренний сосуд из полимерных материалов должен отвечать требованиям п.16 и должен быть плотно встроен или вставлен в наружную тару.

24-27. (Измененная редакция, Изм. N 1).

28. Внутренние сосуды из стекла, фарфора или керамики комбинированной тары (6РА1-6РН2) должны быть плотно укупорены и помещены в ящики, обрешетки, корзины или барабаны с заполнением промежутков инертным прокладочным и (или) поглощающим материалом так, чтобы сосуд не перемещался в наружной таре во время транспортирования. Наружная тара должна полностью закрывать внутренний сосуд и защищать его от механических повреждений. Допускается применять съемные крышки или колпачки.

31. Испытания образцов транспортной тары (упаковки) каждого проектного типа для конкретных видов продукции должны проводиться в соответствии с табл.5.

Тара опасных грузов

Перевозки опасных грузов можно разделить на два типа: бестарные и в таре. К бестарным перемещениям опасных веществ относятся сыпучие и наливные транспортировки различными объемистыми емкостями типа цистерн или танк контейнеров. Доставка же опасных материалов небольшого объема осуществляется в таре для опасных грузов.

Основные функции тары опасных грузов:

  • защита опасного вещества от внешнего воздействия
  • предотвращение протечки или убыли груза
  • обеспечение безопасности транспортировки
  • удобство складирования при доставке и хранении

Следует отметить, что каждому типу опасного вещества должна конструктивно соответствовать определенная тара опасных грузов, сносить нагрузки при транспортировке и требования к каковой зафиксированы в ДОПОГ. Пользователь тары для перевозки опасных грузов в праве потребовать у производителя акт проверки на ее соответствие перемещаемому опасному материалу.

Транспортная тара опасных грузов бывает следующих типов:

Одиночная: барабан (бочка), канистра, мешок, биг-бэг, ящик

Многосоставная: слагаемая из внешней (транспортировочной) и внутренней тары

Форма тары различна и на ее основании можно тару типизировать следующим образом:

Ящик имеет форму прямоугольника, материалом для его изготовления может служить фанера, доски, металл, пластик, а применяется для перемещения тяжелых и хрупких грузов.

Бочка обладает цилиндрической формой, материалом для его изготовления может служить дерево, металл, пластик и применяется для доставки веществ в жидком состоянии.

Барабан обладает цилиндрической формой, сделан из гофроматериала и он не имеет обручей.

Мешок является мягкой тарой, в которой можно перевозить грузы, не боящиеся внешнего давления и сжатия.

Коробка имеет разнообразную форму с ровным дном и крышкой.

Контейнер много раз применяемая универсальная тара разного объема для различных опасных грузов.,

К маркировке тары для опасных грузов применяются жесткие требования ДОПОГ, а именно строго регламентируются поверхности для ее нанесения:

– ящики, коробки, транспортные пакеты (на 3-х площадях – бок, торец, верх);

– барабаны (днище и бок);

– мешки и тюки (торец и бок);

Маркировке опасных грузов надлежит быть читаемой и соразмерной габаритам тары, а буквенная и цифровая кодировка должна выглядеть следующим образом:

1) обозначение 00Н

2) шифр вида тары

3) группа упаковки:

X — 1,2,З
Y — 1,2
Z — З

4) предельная масса брутто в киллограммах для твердых грузов или плотность для жидких

5) S для твердых материалов или давление в килоПаскалях для жидкостей

6) год изготовления

7) страна происхождения

8) обозначение изготовителя

Тара ДОПОГ имеет унифицированные шифры на основании ее вида:

Статья написана по материалам сайтов: vedinform.com, www.psvair.ru, opasnuigruz.ru, docs.cntd.ru, tehstroytrans.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector