С кого требовать возмещение ущерба при ДТП?

Требовать возмещение ущерба при ДТП можно не только с владельца автотранспорта, но и с непосредственного водителя, а также со страховой компании по программе ОСАГО. Распределение оснований для ответственности напрямую зависит от характера правоотношений между указанными субъектами, а при наличии спора такие вопросы решаются в судебном порядке.

Содержание статьи

Кто обязан возмещать ущерб от ДТП

По общим правилам ГК РФ, возмещение вреда имуществу или здоровью граждан происходит за счет виновного лица. В отношении автомашин, которые признаются источниками повышенной опасности, указанное правило еще шире – обязанность по возмещению ущерба может наступать даже при отсутствии вины. Также, для возмещения по программе ОСАГО, ключевое значение будет иметь наличие признаков страхового случая, к которым относится столкновение двух или более транспортных средств.

В результате ДТП может причиняться вред транспортным средствам, иному имуществу граждан и предприятий, а также здоровью людей. Исходя из норм гражданского законодательства и положений судебной практики, компенсация указанного вреда осуществляется за счет следующих источников:

  1. по программе ОСАГО – если ущерб причинен в результате страхового случая, а у виновника аварии имелся действующий полис автогражданки;
  2. за счет непосредственного водителя автомобиля, если право управления было передано на законном основании (например, по доверенности или устному распоряжению собственника), а столкновение не подпадает под действие страхового случая;
  3. за счет водителя, если он завладел автотранспортом незаконным способом (например, угнал машину или эксплуатировал без прямого согласия собственника);
  4. за счет водителя, виновного в аварии, если у него отсутствует полис ОСАГО, либо строк действия страховки истек;
  5. за счет собственника автомашины – если водитель является наемным работником или оказывает иные услуги собственнику на возмездной основе по устному или письменному договору.

Необходимо учитывать, что программа ОСАГО предусматривает страхование гражданской ответственности автовладельца или непосредственного водителя за любой вред, причиненный в результате ДТП. Однако даже при наличии действующего полиса ОСАГО ущерб может взыскиваться с виновника аварии – например, если сумма выявленного ущерба превысила следующие законодательные нормативы:

  • по ущербу автотранспорта – не более 400 000 рублей;
  • ущерб иным имущественным активам – не более 400 000 рублей;
  • вред здоровью или смерть пострадавшего – не более 500 000 рублей.

Определение указанных лимитов осуществляется на федеральном уровне, страховая компания и водитель не могут произвольно уменьшать или увеличивать размер страхового возмещения по полису ОСАГО. В качестве дополнительного варианта погашения ущерба могут заключаться добровольные виды страхования – ДСАГО, КАСКО и т.д.

  • Москва и область: +7-499-350-97-04
  • Санкт-Петербург и область: +7-812-309-87-91
  • Федеральный: 8 (800) 333-45-16 доб. 149

Нюансы разграничения ответственности между водителем и собственником

​Даже при наличии полиса ОСАГО необходимо знать, с какого лица подлежит возмещению ущерб от ДТП. В рамках страхования ОСАГО в полисе указывается перечень лиц, допущенных к управлению автотранспортом, либо действие страховки распространяется на любых водителей, севших за руль застрахованной машины на законном основании. Нужно учитывать, что незаконное завладение транспортом повлечет однозначный отказ страховой компании в выплатах, так как ДТП не будет признано страховым случаем.

Несмотря на множество законодательных норм, и обширной судебной практики, по настоящее время возникают сложности при рассмотрении подобных дел. Выделим следующие нюансы правоприменительной практики, рассмотренные на уровне Верховного суда РФ:

  1. при совпадении собственника и водителя в одном лице сложностей с определением ответчика не возникает – при отсутствии страховки или превышении лимита выплат он будет обязан компенсировать ущерб по судебному акту;
  2. если автовладелец передал право управления иному лицу (например, выдав ему письменную доверенность на вождение), он освобождается от ответственности за вред, причиненный непосредственным водителем;
  3. если собственник принял на работу водителя, либо на возмездной основе пользуется его услугами для передвижения — он будет выступать ответчиком перед пострадавшим, а требовать регрессной компенсации с виновника аварии сможет с учетом норм ТК РФ или иных законодательных актов (например, по ТК РФ водитель может привлекаться к материальной ответственности только в пределах суммы, указанной в трудовом контракте).

Страховая компания также может предъявить регрессные требования к виновнику ДТП или собственнику, если в рамках полиса ОСАГО была перечислена выплата пострадавшему. Такие требования рассматриваются только в судебном порядке с учетом перечисленных правил.

На практике, могут возникать сложности при определении наличия или отсутствия законных прав на управление автомашиной. Выдача доверенности на управление в настоящее время является необязательным требованием законодательства, достаточно устного распоряжения и присутствия владельца авто рядом с водителем. Даже если водитель эксплуатирует машину без доверенности и в отсутствии собственника, подтвердить законность управления можно по данным полиса ОСАГО – в его содержании указывается круг лиц, допущенных к вождению.

Для рассмотрения спорных вопросов значение будет иметь определение характера и степени вины водителя, нужно учитывать следующие обстоятельства:

  • если в ДТП виноват сам пострадавший, либо возникли форс-мажорные и случайные обстоятельства – водитель и собственник не только устраняются от ответственности, но смогут добиться возмещения вреда с виновного лица (например, пешехода, переходившего дорогу на красный свет светофора);
  • при обоюдной вине водителя страховая компания сможет выплатить возмещение пострадавшим только на основании судебного акта, так как только суду предоставлено право определять конкретные размеры ущерба;
  • если административным материалом подтверждена вина водителя в аварии, он сможет избежать возмещения ущерба при предъявлении трудового договора, однако будет привлечен к санкциям по КоАП РФ.

Сможет ли собственник сам обратиться с иском к водителю, который в результате ДТП причинил ущерб переданному автомобилю? Если передача автомобиля оформлялась в рамках аренды, все условия ответственности сторон должны быть определены при подписании договора. В частности, арендатор автотранспорта обязан либо застраховать машину, либо полностью компенсировать ущерб владельцу за счет собственных средств. Возмещение ущерба по договору аренды может происходить и при отсутствии вины арендатора.

Если передача права управления осуществлялась на основании устного распоряжения, добиться возмещения можно только при наличии прямой вины водителя. В этом случае потребуется получить протокол или справку из ГИБДД, и обратиться к автоэксперту для оценки характера и степени повреждений. Взыскание будет проходить по общим правилам гражданского судопроизводства.

Судебная практика по взысканию ущерба с виновника ДТП без осаго

Дорожно-транспортные происшествия не редкость на наших дорогах, поэтому большинство водителей сталкивается с проблемой выплат по ОСАГО, а также возмещения ущерба причиненного в результате ДТП. Судебная практика по делам о возмещении ущерба в результате ДТП идет по пути полного удовлетворения требований пострадавших, если истец (потерпевший) собирает все необходимые доказательства и обосновывает свои требования, ссылаясь на действующие нормативно-правовые акты.

Виды правовой защиты при взыскании ущерба с виновника ДТП

Судебная практика по возмещению ущерба при ДТП с виновника предусматривает следующие способы правовой защиты:

  • обращение с претензией к виновнику дорожного происшествия, с требованием полностью выплатить материальный и моральный ущерб добровольно;
  • подача иска непосредственно на страховую компанию, которая отказывается осуществлять страховые платы, либо проводить ремонт автомобиля;
  • подача иска на виновника ДТП, если у него нет страхового полиса, либо выплаты меньше, чем реальный ущерб.

Кроме этого судебная практика по возмещению ущерба от ДТП, нормы Гражданского кодекса, Закона об ОСАГО, предусматривают следующие материально – правовые требования, которые удовлетворяются в ходе рассмотрения дел данной категории.

  1. Материальный ущерб. Он состоит из двух частей. Первая это средства, которые необходимы на ремонт, восстановление автомобиля. Вторая это деньги, что потратил потерпевший на лечение (если ему были причинены телесные повреждения). Кроме этого практика судов допускает перерасчет определенного ущерба в сторону увеличения, если с момента его оценки и взыскания произошла инфляция.
  2. Моральный ущерб. Судебная практика по взысканию ущерба по ДТП с виновника, говорит о том, что пострадавшие имеют право также требовать с виновного лица моральный ущерб. Он не имеет прямую связь с материальным. Его сумма зависит от физических и психологических страданий, полученных потерпевшим при ДТП.

Нужно знать, что судебная практика по таким делам формируется в основном Верховным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом РФ. Они дают обязательные рекомендации судам низших инстанций в виде пленумов и решений, как правильно применять те или иные правовые нормы.

Изменения к закону об ОСАГО

До марта 2017 года судебная практика по ДТП и взыскание ущерба с виновника ДТП шла по пути того, что с ответчиков (виновных лиц или страховых компаний) взыскивался материальный и моральный ущербы, положенные в виде обязательных выплат и компенсаций.

Но с 1 января 2018 года в Федеральный нормативный акт об ОСАГО были внесены некоторые изменения, согласно которым судебная практика по возмещению ущерба при ДТП по ОСАГО пошла по другому пути.

Главное изменение в Закон об ОСАГО состоит в том, что теперь страховики не обязаны производить компенсационные выплаты потерпевшим автомобилистам. Они должны проводить восстановительный ремонт поврежденной машины на специально аккредитованных СТО, с которыми у них должен быть заключен договор.

При этом страховые организации не могут заключать договора с теми СТО, которые не соответствуют определенным законодательным требованиям (например, техническое оснащение, наличие конкретных специалистов).

Если у виновника происшествия нет ОСАГО, тогда судебная практика взыскания ущерба с виновника ДТП без полиса ОСАГО, идет на общих условиях.

Случаи, когда выплачиваются страховые выплаты

Но, несмотря на то, что теперь страховщики должны ремонтировать автомобили, Федеральный Закон об ОСАГО предусмотрел также и случаи, при которых пострадавшим предусмотрена материальная компенсация:

  • в случае если станция технического обслуживания и ремонта автомобилей не подходит под технические критерии установленные Законом об ОСАГО для ремонта конкретных автомобилей, и потерпевший отказывается ехать на другое СТО, предложенное страховиком;
  • если транспортное средство получило такие повреждения, которые не предусматривают его восстановление (полное уничтожение автомобиля);
  • когда потерпевший от полученных травм скончался;
  • при получении пострадавшим средних или тяжких телесных повреждений;
  • в случаях, когда предположительный ремонт стоит больше, чем автолюбителю положена страховая компенсация по ОСАГО или европротоколу;
  • если потерпевшим является инвалид (независимо от группы), и он желает получить именно страховую компенсацию (для этого ему нужно написать заявление);
  • когда все участники дорожного происшествия признаны виновными, и они отказываются произвести доплаты за ремонт пострадавших автомобилей;
  • в случаях, когда прямым договором ОСАГО между автолюбителем и страховой компанией предусмотрено проведение компенсационной выплаты, а не ремонт транспортного средства.

Исходя из этого, возмещение ущерба от ДТП с виновника, и судебная практика теперь отталкивается от вышеуказанных новшеств законодательства об ОСАГО.

Нужно запомнить, что условия страховых договоров (полисов) ОСАГО, которые не соответствуют Закону, считаются недействительными. Поэтому автолюбители, прежде чем купить страховой полис, должны внимательно его прочитать, и по возможности проверить на подлинность. Если автолюбитель купит недействительный или поддельный страховой полис, в случае ДТП он и будет возмещать весь ущерб, если будет признан виновником.

Решение Конституционного Суда РФ

В марте (10 числа) 2017 года Конституционный Суд Российской Федерации, по обращению некоторых автомобилистов, принял решение, которое внесло некоторые изменения в судебную практику возмещения ущерба при ДТП без учета износа.

Раньше суды придерживались такой правовой позиции, по которой с виновника дорожного происшествия взыскивалась сумма равная восстановительной стоимости транспортного средства без его износа.

Эта практика также касалась и ситуаций, когда материальный ущерб взыскивался с автомобилистов, у которых вообще не было ОСАГО.

Многие пострадавшие были недовольны таким расчетом, но ничего поделать не могли. Это было на руку автомобильным хулиганам, и другим нерадивым водителям.

Несколько автомобилистов, как было указано выше, обратились в Конституционный Суд РФ, с исковым заявлением на трактовку некоторых положений Закона об ОСАГО, Конституции РФ, норм Гражданского кодекса, с целью разъяснения судебной практики по взысканию ущерба с виновника ДТП без учета износа.

Конституционный Суд РФ, внимательно изучив все законодательные акты, принял следующее решение.

Пострадавшая сторона, имеет право требовать полного возмещения восстановительных (ремонтных) работ своего автомобиля, со страховой компании и виновника ДТП.

Взыскание ущерба от ДТП без учета износа (судебная практика 2017 год) происходит со страховой компании, которая выдала полис, на основании методики утвержденных расчетов Центробанком России.

Взыскание ущерба с виновника ДТП сверх лимита по ОСАГО, а также разницы между реальной стоимостью восстановительных работ машины, и коэффициента износа, происходит с человека, который нарушил ПДД и допустил причинение вреда транспортному средству пострадавшего.

То есть, главное, на чем нужно акцентировать внимание, это на то, что теперь автолюбители наконец получили право на полное возмещение затрат, необходимых для восстановления транспортного средства.

Судебная практика по взысканию материального вреда по ДТП если у виновника нет ОСАГО

К сожалению не все автолюбители имеют полис ОСАГО, поэтому бывают ситуации, когда пострадавшая сторона не может рассчитывать на выплаты страховика, поскольку виновник не имеет полиса ОСАГО.

Поэтому возникает резонный вопрос, кто оплачивает ущерб при ДТП если у виновника нет ОСАГО.

Судебная практика в данном случае идет по следующему пути.

Автолюбитель обязан зафиксировать факт дорожного происшествия (вызвать полицию), и полностью записать контактные данные виновника. Для оценки причиненного ущерба лучше сделать профессиональную оценку машины, либо провести ее автотовароведческую экспертизу.

После сбора всех документов, автолюбитель может составить претензию, к которой нужно приложить все документы (копии), и должен направить ее по месту жительства (нахождения) виновника.

Если виновник не отреагирует, тогда остается подавать исковое заявление в суд

При обращении в судебные органы, нужно учесть одну особенность. Если сумма ущерба не превышает 50 тысяч, тогда обращаться придется к мировому судье. В случаях, когда ущерб переваливает за 50 тысяч, такие дела правомочен рассматривать только районный судебный орган.

В исковом заявлении помимо нормативного обоснования потерпевший имеет полное право просить не только компенсацию материального ущерба, но и моральный вред.

К исковому заявлению должны быть приложены все копии документов, подтверждающие материальный ущерб (оценка транспортного средства), чеки с медицинских учреждений, если пострадавший проходил лечение.

Важно запомнить, что главным доказательством в судах по таким категориям дел всегда выступает решение органа о признании гражданина виновником ДТП и административном наказании его за нарушение Правил дорожного движения.

Вот такая судебная практика по возмещению ущерба при ДТП, если у виновника нет ОСАГО.

Взыскание морального вреда

Если страховые компании практически не возмещают свои клиентам морального ущерба, который получил пострадавший в результате ДТП, то суды это делают, только при условии правильного составления иска, и предоставления необходимых доказательств.

Под моральным ущербом подразумевается вред, который был причинен психике человека путем его физических и психологических страданий, полученных в результате неправомерных действий третьих лиц.

В любом случае виновник ДТП совершает неправомерные действия (нарушает ПДД), которые приводят к таким последствиям, как повреждение транспортного средства потерпевшего, а также получение им физических травм и увечий, что вызывает психологические страдания и внутренний дискомфорт.

Но получение моральных страданий нужно доказать, поэтому о том, как взыскать с виновника ДТП моральный ущерб будет рассказано ниже.

  1. Для начала потерпевший обязан зафиксировать факт причинения ему телесных повреждений. Для этого сначала нужно обратиться в медицинское учреждение, и пройти там курс лечения.
  2. После того как на руках будут медицинские документы, автолюбитель может обратиться в специальное учреждение для проведения судебной — медицинской экспертизы. Это не обязательная процедура, но она фиксирует факт получения телесных повреждений.
  3. Далее нужно подать иск в суд, и ждать первого судебного заседания.
  4. На судебном заседании нужно детально рассказать, какие моральные страдания получены (плохой сон, невозможность заниматься спортом, и другие причины), и во сколько они оцениваются (в денежном эквиваленте).

Если судом будут учтены все доводы истца, тогда он может рассчитывать на то, что в его пользу будет взыскан моральный ущерб.

Практика данной категории дел говорит о том, что суды не всегда полностью удовлетворяют требования по возмещению морального вреда, ссылаясь на его недоказанность, либо необоснованность.

Опытные юристы, которые уже имеют большой практический стаж в таких делах, рекомендуют потерпевшим проводить судебные – психологические экспертизы.

Нужно запомнить, что на сегодняшнее время в Российском законодательстве утверждена методика по определению причиненного морального вреда в денежном измерении.

Согласно процессуальному кодексу сторона, обратившаяся в суд, обязана доказать свои требования к ответчику. Поэтому проведение такой психологической экспертизы подтверждает не только факт причинения морального вреда пострадавшему, но и определяет его в денежном эквиваленте.

Судебная практика по взысканию ущерба с виновника ДТП и страховых компаний претерпела некоторые изменения с марта 2017 года. В этом месяце Конституционный Суд РФ принял решение, на основании которого автолюбители теперь могут требовать коэффициент износа ТС, который не платят страховые компании с виновников ДТП.

Взыскание ущерба с виновника дтп без осаго не владельцев

И мы вам в этом поможем! Как оценить ущерб, если у виновника ДТП нет страховки? По каким ценам считается? Оценка ущерба проводится по 135 Федеральному закону «Об оценочной деятельности». В расчетах используются среднерыночные цены на НОВЫЕ ОРИГИНАЛЬНЫЕ запчасти и на стоимость нормо-часа работы. Важный момент. Осмотр необходимо проводить в условиях СТО. Желательно с подъемником. Чтобы учесть не только внешние, но и внутренние (скрытые) повреждения. Отчет о независимой экспертизе, который мы Вам выдадим, состоит из 3-ех частей:

  • Фото-таблица повреждений
  • Калькуляция ущерба
  • Документы оценочной организации, подтверждающие право на проведение независимой экспертизы нашей организацией.

Бесплатная Круглосуточная Горячая ЛинияОбщества Защиты Автолюбителей Нужно ли приглашать виновника ДТП на проведение экспертизы? Мы рекомендуем это сделать.

Как взыскать ущерб с виновника дтп

Кроме того, вам будут предоставлены бумаги о законности организации, которая занимается данной деятельностью.

  • Отчет об УТС. Он составляется только в том случае, если ТС не подлежит восстановлению.
    Стоимость документа в среднем составляет от 2 000 до 5 000 рублей. В первом и втором случае необходимо присутствие виновного в аварии, для этого необходимо уведомить его по почте с уведомлением о получении.
  • Досудебная претензия.

Дтп без страховки, что делать виновнику и потерпевшему?

Согласно Федеральному закону № 40 ч.2 ст.4, водители не вправе управлять автотранспортом без полиса ОСАГО. Тем не менее, статистика гласит о том, что около половины автовладельцев не оформляют страховку. Вероятно, они считают, что заплатить штраф – куда дешевле, чем приобрести полис автогражданской ответственности. А ведь ситуации на дороге бывают разные. И от аварий никто не застрахован.

Как быть, если виновник аварии без страховки? Можно ли с него взыскать компенсацию за нанесённый ущерб? Зачем нужна страховка водителю? Принцип действия полиса ОСАГО состоит в том, что, когда случается ДТП, страховщик виновной стороны выплачивает установленную денежную сумму для ремонта машины пострадавшему участнику. А если виновник аварии без страховки? Что делать пострадавшему? Поскольку ответственность водителя не застрахована, то и отсутствует страховая компания, которая могла бы покрыть выплаты.

Что делать, если виновник дтп без страховки осаго?

Отвечает руководитель «Общества Защиты Автолюбителей» Капустин Дмитрий Вадимович: Выплатит ли страховая компания в этом случае? Выплатит! Страхуется именно машина! Т.е. «само железо». А кто был за рулем — не столь важно. По закону, если на машину есть полис (не важно, вписан в него водитель или нет) – вы имеете право на получение страховой выплаты.
Страховая обязана выплатить вам положенные деньги (или произвести ремонт по ОСАГО). А, потом, она уже эти деньги взыщет с того, кто был за рулем в момент аварии.

  • Скажите, что вы напишите заявление в любом случае.

Как взыскать за ущерб с виновника дтп, если у него нет осаго?

Если вы стали потерпевшей стороной, то вам следует:

  1. Попробовать самостоятельно договориться с виновником происшествия.
  2. Предоставить ему претензию в письменном виде.
  3. Подать иск в суд.

Кроме заявления следует подать и такие документы: Если вся документация в норме, то дело принимается на рассмотрение в судебном порядке. После официального решения потерпевший получает исполнительный лист, который следует предоставить судебному приставу, чтобы тот занялся исполнением судебного вердикта.
У виновника есть право на обжалование решения суда. Не рекомендуется сразу доводить дело до суда, лучше – самостоятельно и мирно урегулировать вопрос компенсации. Тогда не будет потрачено много времени на разбирательства. Но даже при обоюдном решении следует все фиксировать в письменном виде, чтобы в дальнейшем были доказательства.

У виновника дтп нет осаго. как взыскать деньги?

Досудебное разбирательство Если виновник ДТП не соглашается на ваши условия, вызывайте ГИБДД. Проследите, чтобы инспектор обязательно зафиксировал в справке отсутствие полиса ОСАГО у вашего оппонента.

Помимо того, следует указать его данные:

Следующий шаг — сбор пакета документов для составления юридической претензии, который включает:

  1. Отчёт о независимой экспертизе. Стоит такая процедура недёшево: от 2000 до 7000 рублей.

Однако данный документ очень важен, поскольку содержит в себе описание всех повреждений и подсчёт ущерба.

  • Отчёт об утилизации ТС. Составляется отчёт УТС только в том случае, когда машина не подлежит восстановлению. Стоит этот документ от 2 000 до 5 000 рублей. При составлении обоих отчётов необходимо присутствие виновника аварии.
  • Как можно взыскать ущерб, если у виновника дтп нет страховки

    Это быстро, удобно и бесплатно! или по телефону:

    • Москва и область: +7-499-350-97-04
    • Санкт-Петербург и область: +7-812-309-87-91
    • Федеральный: 8 (800) 333-45-16 доб. 149

    Нюансы разграничения ответственности между водителем и собственником ​Даже при наличии полиса ОСАГО необходимо знать, с какого лица подлежит возмещению ущерб от ДТП. В рамках страхования ОСАГО в полисе указывается перечень лиц, допущенных к управлению автотранспортом, либо действие страховки распространяется на любых водителей, севших за руль застрахованной машины на законном основании.

    Нужно учитывать, что незаконное завладение транспортом повлечет однозначный отказ страховой компании в выплатах, так как ДТП не будет признано страховым случаем. Несмотря на множество законодательных норм, и обширной судебной практики, по настоящее время возникают сложности при рассмотрении подобных дел.

    Взыскание ущерба с виновника дтп в 2018 году

    ДТП, страховая компания виновной стороны выплачивает некую денежную сумму для осуществления ремонта пострадавшей стороне. Но что делать? если виновник ДТП без страховки? Так как у водителя ответственность не застрахована, то и страховой компании никакой нет, которая могла бы осуществить выплаты страхового покрытия. Согласно части 1 статьи 1064 Гражданского Кодекса РФ, нанесенный вред подлежит полному возмещению лицом, которое нанесло ущерб. Часть 1 статьи 1064 ГК РФ: Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

    Возмещение ущерба виновником дтп

    Это нужно для того, чтобы оформить на месте аварии все нужные документы и определить стоимость убытков каждой из сторон, оперируя правила Национального Банка РФ. Используется такая методика:

    1. Учитываются растраты на ремонтные работы (стоимость деталей и услуг СТО);
    2. Расчет стоимости уцелевших и пригодных для эксплуатации остатков, если транспортное средство не погибло на все 100%.
    3. Учет среднего пробега автомобиля за год.

    Во время определения размера страховой премии осуществляется и судебная экспертиза.

    В случае соблюдения всех прав суд дает одобрение для компенсации требований потерпевшей стороны. Если возникают неприятные ситуации с выплатами для покрытия последствий ДТП, то следует обращаться в суд с иском, в котором будут указаны все нюансы происшествия.

    С кого требовать возмещение ущерба при дтп?

    Также мы расскажем о видах взыскания (материальный ущерб, без износа, упущенная выгода, расходы на погребение и франшиза), о том, как определяется размер выплаты и кем, об особенностях заполнения искового заявления, о порядке проведения процедуры, и приведем реальные примеры из судебной практики. Многие автомобилисты пренебрегают регламентом закона, поэтому не имеют обязательной страховки, мы расскажем как происходит взыскание ущерба с виновника ДТП без ОСАГО.

    Виды Основанием для того, чтобы потребовать дополнительное возмещение от виновника дорожно-транспортного происшествия может стать заниженная страховщиком сумма компенсации, которой не хватает для покрытия ущерба. Если СК и вовсе не выплачивает страховую премию, если у виновника вовсе не оформлен полис ОСАГО, имеющаяся страховка не страхует здоровье людей.

    Оно содержит те же сведения, что и досудебная претензия, но сюда ещё включается рассказ о попытке досудебного урегулирования. Кроме возмещения основного ущерба с сопутствующими расходами, вы вправе требовать возмещение морального вреда (ст. 94 ГПК РФ). Срок, в течение которого возможно подать иск на виновника аварии, составляет 3 года. Судебный процесс Занимает судебный процесс от 1 до 3 месяцев.

    Но в случае неявки виновника ДТП на заседания, тяжба может затянуться на неопределенный срок. Для ускорения процесса получения компенсации адвокат может потребовать у суда наложить арест на ТС виновника ДТП.

    Даже отсутствие постоянной работы не может служить причиной отказа от выплаты возмещения. По решению суда виновника аварии могут обязать выплачивать по 50% от ежемесячного заработка. Сумма может вырасти и до 70%, если в ДТП был причинён ещё и серьёзный вред здоровью.

    ОСАГО 2017 изменения. Взыскание ущерба с виновника ДТП без учета износа — судебная практика

    Подписан закон, устанавливающий приоритет восстановительного ремонта ТС над денежной выплатой по закону об «автогражданке»

    Федеральный закон от 28.03.2017 N 49-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон

    «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

    Согласно Федеральному закону после осмотра поврежденного транспортного средства страховщик, как правило, будет выдавать страхователю направление на ремонт на станцию технического обслуживания. Станция технического обслуживания при этом должна соответствовать установленным правилами ОСАГО требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего.

    При этом устанавливается перечень случаев, в которых осуществляется страховая выплата: если ни одна из СТО, с которыми у страховщика заключен договор по организации восстановительного ремонта, не соответствует установленным правилами ОСАГО требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего и потерпевший не согласен на проведение ремонта на иной СТО; в случае полной гибели ТС; смерти потерпевшего или причинения ему тяжкого или средней тяжести вреда здоровью; стоимость восстановительного ремонта превышает страховую сумму или лимит по «европротоколу»; по заявлению потерпевшего-инвалида; в случае признания всех участников дорожно-транспортного происшествия ответственными при отказе от осуществления доплаты за ремонт; при наличии соглашения между страхователем и страховщиком и в ряде иных случаев.

    Кроме того, с согласия страховщика потерпевший вправе самостоятельно организовать проведение восстановительного ремонта ТС.

    Федеральным законом предусматривается ряд положений, направленных на защиту интересов потерпевших, в частности: место проведения восстановительного ремонта должно быть доступно для потерпевшего (или предусматривается оплата страховщиком перемещения ТС до места проведения ремонта). Также вводится ответственность для страховщика за нарушение обязательств по восстановительному ремонту.

    Еще одним нововведением Федерального закона является снятие ограничения по количеству участников ДТП, при которых осуществляется прямое возмещение убытков. Ранее водители должны были обращаться в «свою» страховую компанию только при ДТП с участием двух транспортных средств.

    Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня его обязательного опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки, и применяется к договорам ОСАГО, заключенным после его вступления в силу.

    Возмещение ущерба при ДТП по ОСАГО с виновника судебная практика 2016 — 2017

    Виновникам ДТП придется доплачивать за ущерб

    О чём это?

    Если мою машину повредят, что мне делать?

    Делайте фотографии с места аварии, во время и после ремонта. Закажите экспертизу, которая подтвердит, что расходы обоснованы. Например, что деталь нельзя отремонтировать и придется ставить новую. По методике страховой компании могут оплатить только ремонт, а в суде вы обоснуете замену и получите компенсацию от виновника.

    Если я стану виновником ДТП, что мне делать, чтобы не переплачивать?

    Сделайте фотографии поврежденного автомобиля. Предложите провести независимую экспертизу, чтобы оценить ущерб. Уточните сумму возмещения в страховой компании. Если согласны с ущербом, возместите добровольно, чтобы не оплачивать судебные издержки. Берите расписки на каждую сумму, которую передаете в счет ущерба.

    Конституционный Суд неоднократно указывал, что потерпевший в ДТП может обратиться с иском в суд о взыскании разницы между выплаченным по ОСАГО и реальным ущербом. До недавнего момента Верховный Суд придерживался такой же позиции, но потом её изменил.

    9 сентября 2014 г. Центральным Банком принято Положение N 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства». В рамках реализации указанного Положения на Российский Союз Автостраховщиков возложена обязанность по сформированию справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства. Стоимость деталей в справочниках серьезно отличаются от реальных цен за запасные части, поэтому для потерпевших остается актуальным вопрос о взыскании с виновника ДТП не только разница суммы износа, но и разницы между ценой в справочниках и реальной ценой запасных частей.

    Ранее Верховный Суд РФ высказывался за возможность взыскания разницы выплаченной по ОСАГО и реальным ущербом, но в обзоре судебной практики от 22 июня 2016 года изменил свое мнение. Конституционный Суд РФ считает возможным обращение с исковыми заявления на виновников.

    Вице-председатель Комитета по защите прав автовладельцев Александр Холодов считает, что необходимо исправлять справочники РСА, цены в которых не соответствуют магазинным. «РСА формирует справочники средних цен на запчасти и по этим ценам происходит выплата за вычетом износа. Потерпевшим не хватает этих денег для ремонта, а при направлении на ремонт страховщиком необходимо доплатить износ. Ремонт по направлению страховщика выбирают не более 10% потерпевших не только из-за доплаты износа, но и в связи с низким качеством ремонта на автостанциях страховщиков. Несправедливо взыскивать износ и разницу в стоимости с виновника ДТП, который имеет полис ОСАГО и застраховал свою ответственность.

    Цитаты судебных актов.

    Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» гарантирует возмещение потерпевшим причиненного им вреда при использовании транспортного средства иными лицами не в полном объеме, а только в установленных им пределах. В Постановлении от 31 мая 2005 года No 6-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что суть института обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств состоит в распределении неблагоприятных последствий, связанных с риском наступления гражданской ответственности, на всех законных владельцев транспортных средств с учетом такого принципа обязательного страхования, как гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в пределах, установленных данным Федеральным законом.

    Таким образом, абзац второй пункта 19 статьи 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в части, определяющей размер расходов на материалы и запасные части с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте, сам по себе не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявительницы. Вместе с тем данное законоположение не препятствует возможности защиты нарушенных прав потерпевшего путем обращения с иском к непосредственному причинителю вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации (Определение от 21 июня 2011 года No 855-О-О).

    Определение Конституционного Суд РФ No 535-О от 29 марта 2016 года

    Суды отклонили довод ответчика о необходимости взыскания стоимости восстановительного ремонта с учетом износа деталей, поскольку данные правила применяются при взыскании ущерба по Закону об ОСАГО, что в данном случае неприменимо. Требование о взыскании ущерба заявлено на основании статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми потерпевший имеет право на полное возмещение причиненных ему убытков.

    В соответствии с абзацем восьмым статьи 1 Закона об ОСАГО договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств – договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

    Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 тысяч рублей (подпункт «б» статьи 7 Закона об ОСАГО).

    Расходы, понесенные потерпевшим в связи с необходимостью восстановления права, нарушенного вследствие причиненного дорожно- транспортным происшествием вреда, подлежат возмещению страховщиком в пределах сумм, установленных статьей 7 Закона об ОСАГО (пункт 4 статьи 931 ГК РФ, абзац восьмой статьи 1, абзац первый пункта 1 статьи 12 Закона об ОСАГО).

    В силу пункта 15 статьи 12 Закона об ОСАГО возмещение вреда, причиненного транспортному средству потерпевшего, может осуществляться по выбору потерпевшего путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, с которым у страховщика заключен договор о ремонте транспортного средства в рамках договора обязательного страхования, либо путем получения суммы страховой выплаты в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя).
    При этом независимо от того, какой способ возмещения вреда избран потерпевшим, стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства определяется с учетом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов транспортного средства (абзац второй пункта 19 статьи 12 Закона об ОСАГО).
    Размер подлежащего выплате потерпевшему страховщиком или причинителем вреда ущерба начиная с 17 октября 2014 г. определяется только в соответствии с Единой методикой.
    Таким образом, потерпевший вправе требовать со страховой компании, являющейся страховщиком по обязательному страхованию гражданской ответственности причинителя вреда, выплаты страхового возмещения в пределах сумм, предусмотренных статьей 7 Закона об ОСАГО (400 тысяч рублей).

    В случае если стоимость ремонта превышает указанную выше сумму ущерба (400 тысяч рублей), с причинителя вреда подлежит взысканию дополнительная сумма, рассчитываемая в соответствии с Единой методикой с учетом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов транспортного средства.
    На основании изложенного суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Т. о взыскании с причинителя вреда С. разницы между размером страхового возмещения, рассчитанного с учетом износа, и стоимостью восстановительного ремонта без учета износа.
    (По материалам судебной практики Липецкого областного суда, Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области; аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации No 4(2015).

    Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств Утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 июня 2016 г.

    Потерпевшим в ДТП на заметку: новая судебная практика взыскания с виновника ДТП ущерба сверх страхового возмещения без учета износа деталей и запчастей

    Многие автомобилисты, которые понесли убытки в результате дорожно-транспортного происшествия, сталкиваются с невозможностью добиться возмещения причиненного ущерба в полном объеме даже в судебном порядке.

    Устоявшаяся практика судов

    В случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, потерпевший вправе обратиться в суд с требованием к виновнику ДТП о возмещении разницы между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

    Однако, до недавнего времени такая схема зачастую работала только в теории, когда как на практике возмещение ущерба в полном объеме было практически невозможно. Разница между реальным ущербом и страховым возмещением может составлять десятки тысяч рублей.

    Суды при рассмотрении таких споров указывали, что расчет стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства для целей определения размера ущерба, возмещаемого причинителем вреда, осуществляется в соответствии с методикой, которая в свою очередь предусматривает расчет причиненного ущерба с учетом износа деталей и запчастей .

    Указанную позицию судов закрепил и Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 г.

    Вместе с тем, указанный подход судов не отвечает требованиям действующего законодательства, вытекающим из деликтных обязательств причинителя вреда.

    Так в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

    Исходя из этого, лицо, которое понесло убытки в результате повреждения имущества третьими лицами, может в силу закона рассчитывать на восстановление своих нарушенных прав.

    Применительно к случаю причинения вреда транспортному средству это означает, что в результате возмещения убытков в полном размере потерпевший должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы его право собственности не было нарушено, то есть ему должны быть возмещены расходы на полное восстановление эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства.

    Новый взгляд суда на существующую проблему

    В марте 2017 года Конституционный суд РФ, решения которого обязательны для всех судов на территории Российской Федерации, выразил позицию, в корне изменившую положение дел в случае взыскания ущерба, причиненного потерпевшему в результате ДТП.

    Конституционный Суд РФ разъяснил, что институт обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, введенный в действующее законодательство с целью повышения уровня защиты прав потерпевших при причинении им вреда при использовании транспортных средств иными лицами, не может подменять собой институт деликтных обязательств, регламентируемый главой 59 ГК Российской Федерации, и не может приводить к снижению размера возмещения вреда, на которое вправе рассчитывать потерпевший на основании общих положений гражданского законодательства.

    При этом, “Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства” обязательства вследствие причинения вреда не регулирует.

    Следовательно, потерпевший при недостаточности страховой выплаты на покрытие причиненного ему фактического ущерба вправе рассчитывать на восполнение образовавшейся разницы за счет лица, в результате противоправных действий которого образовался этот ущерб, путем предъявления к нему соответствующего требования.

    Соответственно, при исчислении размера расходов, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до повреждения, и подлежащих возмещению лицом, причинившим вред, должны приниматься во внимание реальные, т.е. необходимые, экономически обоснованные, отвечающие требованиям завода-изготовителя, учитывающие условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденные расходы, в том числе расходы на новые комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты).

    Как следует из постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения.

    Поскольку полное возмещение вреда предполагает восстановление поврежденного имущества до состояния, в котором оно находилось до нарушения права, в таких случаях — притом что на потерпевшего не может быть возложено бремя самостоятельного поиска деталей, узлов и агрегатов с той же степенью износа, что и у подлежащих замене, — неосновательного обогащения собственника поврежденного имущества не происходит, даже если в результате замены поврежденных деталей, узлов и агрегатов его стоимость выросла.

    Впоследствии из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 г.), был исключен пункт 22, который закреплял противоречащую принципам действующего законодательства позицию судов.

    Новая практика

    После изложения Конституционным Судом РФ своей позиции относительно порядка определения размера причиненного в результате ДТП ущерба мы начали активно применять данную позицию на практике.

    В нашем архиве уже имеются положительные решения о взыскании с виновника ДТП ущерба сверх страхового возмещения без учета износа деталей и запчастей .

    Если Вы столкнулись с тем, что выплаченного страховой компанией страхового возмещения недостаточно для возмещения реального ущерба, обращайтесь в наш юридический центр.

    Наш адрес: г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф. 619

    Статья написана по материалам сайтов: law03.ru, driving24.ru, advokatdokin.ru, advokatorium.com, pravo163.ru.

    »

    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock detector