Проблемы квалификации преступления. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211УК РФ)

Квалифицирующими признаками рассматриваемого преступления, согласно ч. 2 ст. 211 УК, являются его совершение: 1) группой лиц по предварительному сговору (п. а»); 2) неоднократно (п. «б»); 3) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (п. «в»); 4) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия (п. «т»). Содержание данных признаков в основе совпадает с содержанием аналогичных признаков разбоя (ст. 162 УК РФ).

Особо квалифицирующими признаками рассматриваемого деяния, согласно ч. 3 ст. 211 УК РФ, являются совершение его: 1) организованной группой; 2) с причинением по неосторожности виновного смерти человеку или 3) иных тяжких последствий. Содержание данных особо квалифицирующих признаков в основе совпадает с содержанием аналогичных признаков ранее рассмотренных составов преступлений.

Иными тяжкими последствиями в данном случае признаются уничтожение или повреждение транспортных средств, имущества пассажиров, аэродромных, портовых или пристанционных сооружений, наступление аварий, катастроф или гибели людей, дезорганизация на длительный срок работы транспорта, а также умышленное убийство в процессе угона или захвата транспортного средства.

Умышленное убийство не охватывается признаками данного преступления и подлежит квалификации по совокупности преступлений (ст. 105 и 211).

Понятие группового преступления дается в ст. 35 УК.

Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения такого насилия включает различные виды физического либо психического воздействия на лиц, управляющих транспортным средством, либо на находящихся на транспортном средстве пассажиров с целью преодоления реального либо возможного сопротивления, захвата или угона транспортного средства. Часть 2 ст. 211 включает насилие и угрозу насилия, опасного для жизни и здоровья людей, насилие меньшей степени охватывается ч. 1 ст. 211. Насилие должно быть средством угона, в противном случае основания для применения ч. 2 ст. 211 отсутствуют.

Угроза применения насилия должна быть реальной. Угроза расправы в будущем не может признаваться в качестве признака преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 211 УК. Не образует угрозы требование поднять, например, самолет в воздух либо изменить маршрут движения морского судна, если оно не сопровождалось ни насилием, ни угрозой его применения. Используемые при угрозе оружие или иные предметы должны быть способными в действительности причинить вред. Применение предметов, не обладающих таким свойством (макет пистолета, пустая граната и т.п.) не дает оснований для квалификации деяния по ч. 2 ст. 211 УК. Вместе с тем запугивание экипажа заявлением о наличии на транспортном средстве взрывного устройства, которое будет приведено в действие при неудовлетворении требований преступников, признается угрозой независимо от того, имеется ли у них такое взрывное устройство в действительности.

Иные тяжкие последствия предполагают причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью нескольким лицам, причинение крупного материального ущерба, дезорганизацию работы транспорта на длительный срок и т.д.

Вина выражается в умысле по отношению к угону либо захвату транспортного средства. По отношению к тяжким последствиям возможны как умысел, так и неосторожность. Гибель людей допускается статьей только в случае, если она причинена по неосторожности.

В судебной практике угон нередко совершается вооруженной бандой, с целью захвата заложников, незаконного пересечения границы и т.д. Во всех этих случаях необходима квалификация по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 211 и соответствующих статей УК, предусматривающих ответственность за данные преступления. При угоне или захвате с целью угона и последующим обращением в пользу виновных или иных лиц судна или подвижного состава содеянное надлежит квалифицировать по совокупности ст. 211 и соответствующих статей главы 21 УК, поскольку в результате действий виновных вред причиняется различным общественным отношениям — собственности и общественной безопасности и это должно найти отражение в квалификации деяния

Для квалификации не имеет значения находилось ли в момент угона судно или состав в движении или в месте стоянки (на стоянке в аэропорту или водном порту, на рейде или на курсе, в депо, полете, на станции и т. д.). На ответственность не влияет также и то обстоятельство, кто конкретно управляет судном или составом: угонщики, экипаж или какие — либо иные лица.

Захват — это насильственное установление контроля над воздушным или водным судном либо железнодорожным подвижным составом с целью угона. Характер насилия, допустимого при захвате, ответственность за совершение которого наступает по ч. 1 ст. 211, в законе напрямую не определяется. Однако, сопоставление с этих позиций составов, предусмотренных ч, 1 и ч. 2 ст. 211 позволяет сделать вывод, что насилие, характерное для основного состава преступления не может выходить за пределы, насилия не опасного для жизни или здоровья либо угрозы применения такого насилия, поскольку в противном случае это будет уже квалифицированный вид угона. Под насилием, не опасным для жизни и здоровья в соответствии с сложившейся судебной практикой следует понимать побои, истязания, повреждения, не повлекшие последствий, указанных в ст. 115 УК или другие действия, связанные с причинением потерпевшему физической боли либо ограничением его свободы.»»

Психическое насилие — это угроза причинения любого по характеру насилия (причинения вреда здоровью или смерти потерпевших, совершения мучительных действий, не повлекших причинение вреда здоровью и т. д.) либо уничтожения или повреждения судна или подвижного состава и т. п. По ч. 1 характер психического насилия определяется лишь насилием, не опасным дли жизни или здоровья. Чаще всего она выражается в словесной форме, в том числе и в неопределенном виде — «пострадаешь, плохо будет». Вместе с тем во всех случаях угроза (психическое насилие) должна носить реальный характер, то есть обстоятельства ее высказывания должны свидетельствовать о готовности виновных немедленно применить физическое насилие в случае отказа потерпевших выполнить какие — либо требования угонщиков. Только при этих условиях угроза может выступать в качестве средства, парализующего возможное сопротивление заложника или иных лиц.

Круг лиц, к которым применяется соответствующее насилие, достаточно широк и включает в себя членов экипажа, обслуживающий персонал, охрану, пассажиров либо любых иных лиц, которые по тем или иным причинам оказались на транспортном средстве или вблизи от него. Применение насилия или угрозы со стороны виновных осуществляется в целях подавления как имеющегося, так и возможного сопротивления со стороны иных лиц при установлении незаконного контроля над судном или составом. В случаях, когда насилие не является средством захвата судна или подвижного состава в целях угона (например, при захвате заложников после установления контроля над судном или составом), содеянное образует состав иного преступления — захвата заложника, преступлений против личности и т. п. В судебной практике чаще всего встречается угроза применения насилия (угроза совершения взрыва, причинения физического вреда членам экипажа, пассажирам и т. д.). Формы контроля над соответствующим транспортным средством могут быть различными (управление названными средствами самими угонщиками либо членами экипажа, машинистами или пассажирами под руководством виновных лиц),

Весьма сложным вопросом для судебной практики является определение момента окончания анализируемого преступления. В специальной литературе этот вопрос также не получил однозначного решения. Не вдаваясь в споры, в общей форме можно определить, что угон признается оконченным преступлением с момента изменения точки местонахождения судна или состава, а захват — с момента выхода их из законного владения и установления над ними неправомерного контроля со стороны угонщиков. Изменение точки местонахождения судна или состава связано с началом полета воздушного судна либо началом движения подвижного состава, водного судна или изменением курса судна. Попытка угона или захвата соответствующих транспортных средств квалифицируется как покушение на преступление.

Уголовное право. Особенная часть (главы XI-XXI)

Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК РФ)

1. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона —

наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 № 162-ФЗ;

в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;

г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, —

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, —

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, сопряженные с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности, —

наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

Как уже отмечалось, впервые в отечественном уголовном законодательстве ответственность за угон воздушного судна была установлена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 января 1973 г. Введению этого уголовно-правового запрета предшествовали два события. Во-первых, конкретный факт угона советского самолета, получивший широкую огласку. В 1970 г. отец и сын Бразинскасы, являясь пассажирами небольшого АН-24, совершавшего рейс из Батуми в Краснодар, осуществили захват этого самолета. В ходе перестрелки, открытой преступниками, была убита бортпроводница Надежда Курченко, которая пыталась не пустить их в кабину пилотов, а два члена экипажа получили ранения. По требованию угонщиков самолет приземлился в Турции (где они и были осуждены).

Во-вторых, принятие в 1970 г. Международной конвенции (Гаагской) о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, ратифицированной Советским Союзом. Как указывается в ее преамбуле, она была принята исходя из того, что акты незаконного захвата или осуществления контроля над воздушным судном, находящимся в полете, угрожают безопасности лиц и имущества, серьезно нарушают воздушное сообщение и подрывают веру в безопасность гражданской авиации и что в целях предотвращения таких актов имеется настоятельная необходимость обеспечить принятие соответствующих мер для наказания преступников.

Согласно Конвенции преступлением являются действия любого лица на борту воздушного судна, находящегося в полете, которое а) незаконно, путем насилия или угрозы применения насилия или путем любой другой формы запугивания захватывает это воздушное судно или осуществляет над ним контроль либо пытается совершить любое такое действие или б) является соучастником лица, которое совершает или пытается совершить любое такое действие.

Однако очевидно, что большую опасность, во-первых, представляют не только действия по захвату воздушного судна в полете, но и по его захвату во время стоянки и угону. И, во-вторых, большую опасность представляют также случаи захвата и угона судна водного транспорта, а также железнодорожного подвижного состава. Эти пробелы и устранены в ст. 211 УК РФ.

Часть 1 ст. 211 УК РФ предусматривает ответственность за угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона.

В 1997 г. было зарегистрировано 20, в 1998 г. — 18, в 1999 г. — 10, в 2000 г. — 12, в 2001 г. — 8, в 2002 г. — 10, в 2003 г. — 9, в 2004 г. — 7, в 2005 г. — 10, в 2006 г. — 8, в 2007 г. — 3, в 2008 г. — 5 случаев таких преступлений (включая и квалифицированные составы, предусмотренные ч. 2 и 3 ст. 211 УК РФ).

Объект преступления — общественная безопасность.

Предметом преступления является судно воздушного или водного транспорта, а также железнодорожный подвижной состав.

К воздушным судам относятся любые летательные аппараты независимо от их формы собственности (государственные, частные), ведомственной принадлежности (военному или гражданскому ведомству) и целевого назначения (пассажирские, транспортные, санитарные и т.д.); самолеты, вертолеты, дельтапланы, дирижабли, воздушные шары и другие летательные устройства, полет на которых требует соблюдения мер безопасности.

Водное судно — сооружение для перевозки по воде грузов и пассажиров, предназначенное для промышленных, военных, научно-исследовательских и иных целей. Оно может быть морским и речным, самоходным и несамоходным, непосредственно водным, надводным (на воздушной подушке) и подводным.

К железнодорожному составу относятся средства передвижения железнодорожного транспорта: электровозы, локомотивы, вагоны и т.д.

Объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, образуют действия, выразившиеся в а) угоне указанного судна или состава или б) их захвате.

Угон — это завладение без насилия или с насилием, не опасным для жизни или здоровья потерпевшего, судном или составом как во время стоянки, так и во время следования по маршруту с последующим его удержанием во время движения судна или состава по маршруту, избранному преступником. Угон является оконченным с начала движения судна или состава по маршруту, избранному виновным, независимо от продолжительности такого движения.

Захват — это завладение без насилия или с насилием, не опасным для жизни или здоровья потерпевшего, судном или составом во время их стоянки или во время следования по маршруту.

Под насилием, не опасным для жизни и здоровья, следует понимать нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ст. 115 УК РФ, и другие менее опасные виды насилия (например, насильственное лишение свободы). Насилие может применяться к членам экипажа воздушного или водного судна, к лицам, обеспечивающим движение в пути железнодорожного подвижного состава, к пассажирам, персоналу аэродрома, вокзала.

Часть 2 ст. 211 УК РФ предусматривает ответственность за угон или захват судна или состава, совершенные при отягчающих обстоятельствах: группой лиц по предварительному сговору; с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия; с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Указанные признаки совпадают с соответствующими квалифицирующими признаками захвата заложников (п. «а», «в» и «г» ч. 2 ст. 206 УК РФ, правда, в отличие от п. «в» ч. 2 ст. 206 УК РФ, предусматривается повышенная ответственность и за угрозу применения указанного насилия).

Часть 3 ст. 211 УК РФ предусматривает ответственность за угон или захват судна или состава, совершенные при особо отягчающих обстоятельствах, т.е. организованной группой либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. Содержание этих признаков аналогично соответствующим признакам захвата заложников (ч. 3 ст. 206 УК РФ).

Субъектом преступления является лицо, достигшее 16 лет. Несовершеннолетний, достигший 14 лет, отвечает за те преступления, совершенные им при угоне или захвате судна или состава, ответственность за которые наступает с 14-летнего возраста (см. ст. 20 УК РФ).

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 и 2 комментируемой статьи, а также совершенного организованной группой (ч. 3), характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что совершает угон или захват судна или состава и общественную опасность этих действий, и желает этого.

Субъективная сторона угона или захвата, повлекшего по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия (ч. 2 ст. 211 УК РФ), характеризуется двойной формой вины (см. ст. 27 УК РФ) — прямым умыслом к действиям по угону или захвату и неосторожностью по отношению к указанным в ч. 3 последствиям. Лицо предвидит, что в результате указанных в ч. 1 и 2 комментируемой статьи действий может наступить смерть человека или иные тяжкие последствия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение или не предвидит возможности наступления указанных последствий, но должно было и могло их предвидеть. В целом такое преступление является умышленным преступлением.

Статья 211 УК РФ. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава

1. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона —

наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;

г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, —

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, —

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, сопряженные с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности, —

наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

Комментарии к ст. 211 УК РФ

1. В соответствии с диспозицией ст. 211 предметом преступления являются: судно воздушного транспорта, судно водного транспорта и железнодорожный подвижной состав.

К воздушному транспорту относятся летательные аппараты, поддерживаемые в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли и т.п.).

Судно водного транспорта — самоходное или несамоходное плавучее средство, используемое для перевозок по воде (под водой) грузов, пассажиров, багажа, специального назначения — буксировки судов, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций и т.д. (ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ). К судам водного транспорта следует относить также и маломерные суда, под которыми понимаются самоходные суда валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт (75 л.с.) или с подвесными моторами независимо от мощности, парусное несамоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, а также иное несамоходное судно (гребную лодку грузоподъемностью 100 кг и более, байдарку грузоподъемностью 150 кг и более и надувное судно грузоподъемностью 225 кг и более).

Под железнодорожным подвижным составом понимаются локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав (ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» ).

СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 169.

2. Объективная сторона преступления выражается в одной из двух альтернативных форм действий: а) угоне соответствующего судна или подвижного состава; б) в их захвате с целью угона.

Под угоном следует понимать самовольные ненасильственные действия по перемещению транспортного средства с места его нахождения. Угон состоит в установлении контроля со стороны виновных лиц над транспортным средством и его последующим перемещении с того места, где оно находилось, в другое место. Местонахождение судна или состава на момент угона (на стоянке в аэропорту или водном порту, на рейде или на курсе, в депо, полете, на станции и т.д.) для квалификации значения не имеет.

В отличие от угона захват — это насильственное установление контроля над воздушным или водным судном либо железнодорожным подвижным составом с целью угона. Основной состав преступления характеризуется применением насилия, не опасного для жизни или здоровья либо угрозой применения такого насилия. Насилие может применяться к членам экипажа, обслуживающему персоналу, охране, пассажирам либо любым иным лицам, которые по тем или иным причинам оказались на транспортном средстве или вблизи от него.

3. Угон является оконченным преступлением с момента изменения местонахождения транспортного средства (с началом полета воздушного судна или движения подвижного состава, водного судна либо изменения курса судна), а захват — с момента установления над ним неправомерного контроля со стороны угонщиков. Неудачная попытка угона или захвата транспортного средства квалифицируется как покушение на преступление.

4. Субъективная сторона анализируемого преступления характеризуется прямым умыслом. Для захвата судна или железнодорожного подвижного состава обязательным субъективным признаком является специальная цель — угон. Захват не с целью угона, а преследующий иные цели, не образует преступления, квалифицируемого по ст. 211. Причинение вреда собственнику судна, железнодорожного подвижного состава, груза или багажа требует самостоятельной оценки по соответствующим статьям УК.

5. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет. Субъектом преступления могут быть и члены экипажа, машинисты, которые имеют доступ к транспортному средству в связи с выполнением своих служебных обязанностей.

6. Квалифицированным видом угона (ч. 2 ст. 211) является совершение этого преступления: а) группой лиц по предварительному сговору; в) с применением насилия, опасного для жизни и здоровья; г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Содержание этих признаков аналогично их содержанию при захвате заложника (п. п. «а», «в» и «г» ч. 2 ст. 206 УК).

7. Особо квалифицированным видом угона является: а) совершение деяния организованной группой; б) угон, повлекший по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. Содержание этих признаков было рассмотрено при анализе особо квалифицированного состава террористического акта (ч. 3 ст. 205 УК).

Какая статья Уголовного кодекса предусматривает наказание за угон поезда, воздушного или водного транспорта

Ст. 211 УК РФ предусматривает наказание за угон судна в воздухе или транспорта, движущегося по воде или по рельсам. Такая же квалификация даётся лицу, захватившему объект. Захват заключается в понуждении пилота или машиниста выполнять указания злоумышленника под воздействием прямой угрозы.

Особенности статьи 211

Угон корабля, поезда или самолёта выделен в отдельную норму неслучайно. 211 статья Уголовного кодекса РФ включает довольно суровое наказание, ведь деяния подвергают риску многих пассажиров судна или поезда. Кроме того, такие объекты могут стать местом, где будет совершён террористический акт. Действия способны причинить серьёзный ущерб, стать причиной гибели людей. Именно поэтому состав ст. 211 ч. 2 или ч. 1 УК РФ чётко отделён от состава 166 УК РФ.

Состав преступления образуют вполне конкретные действия лица.

Они включены в описательную часть статьи 211 УК РФ:

  1. Речь идёт о завладении объектом, возможности управлять им, используя технические возможности. Угон принципиально отличается от хищения, ведь человек должен желать завладеть имуществом, использовать как своё. Объект хищения воспринимается именно как имущество, имеющее свою ценность, а при угоне лицо желает получить возможность управлять объектом и не намеревается присваивать его.
  2. Угон может заключаться в любых действиях. Например, лицо может тайно проникнуть на водный транспорт, запустить двигатель и начать движение. Угон будет состоять и в захвате перечисленных объектов: человек понуждает пилота, капитана или машиниста исполнять его указания относительно движения объекта. Как правило, речь идёт об угрозе со стороны преступника.
  3. Состав преступления образовывает и мнимые действия лица. Например, человек угрожает подрывом самолёта и требует изменить направление полёта. Взрывного устройства нет, он демонстрирует пилоту муляж. Несмотря на отсутствие реальной возможности осуществить подрыв, действия образуют ст. 211 УК РФ.

Преступник должен понимать значение своих действий и осуществлять их с целью эксплуатации объекта. У него не должно быть умысла на хищение любого из перечисленных объектов.

Ввиду опасности для окружающих и пассажиров за совершение перечисленных действий предусмотрено довольно суровое наказание.

По первой части данной нормы возможно наказание до 8 лет изоляции от общества, а санкция по 166 УК РФ – не более 4 лет изоляции в местах лишения свободы. Разница обусловлена именно опасностью для людей.

Если имеются квалифицирующие, то есть отягчающие признаки, то деяние следует относить к ч. 2 ст. 211 УК РФ. Это участие нескольких лиц, которые заранее об этом договорились друг с другом. Квалифицирующими признаками признаются применение насилия для захвата объекта и высказывание угроз использования оружия.

Данная норма закона содержит ч. 3 и ч. 4, которые устанавливают наиболее строгое наказание. Так, по части 3 ст. 211 УК РФ расследуется дело по угону, повлёкшему смерть человека или другие тяжкие последствия. Например, разрушение жилых домов, уничтожение большого объёма имущества, экологическое бедствие. За это установлено наказание до 15 лет колонии. При этом минимальное наказание установлено в 8 лет. Это наименьший возможный срок. Для сравнения: за убийство нередко назначается срок в 6 или 7 лет изоляции.

Наиболее суровое наказание определено ч. 4 ст. 211 УК РФ. Когда действия связаны с терактом, лицо может быть лишено свободы на 20 лет.

Комментарий к ст. 211 УК РФ

При квалификации действий по данной статье, важно правильно установить умысел человека.

Комментарии:

  • опасность преступления состоит в том, что возникает риск для гражданина быть раненым или убитым, а также может быть потоплено судно, повреждён транспорт, состав или перевозимый груз;
  • дополнительным объектом преступления могут выступать жизнь, здоровье, отношения собственности, коммерческие интересы владельцев груза, транспорта;
  • предметом преступления являются воздушные и водные суда, железнодорожный подвижной состав.

На практике следственные органы сопоставляют показания преступника и фактические обстоятельства дела. На основании таких данных и принимается решение об окончательной квалификации его действий.

Судебная практика по ст. 211 УК РФ

Об отношении к деянию со стороны законодательства свидетельствуют серьёзные сроки наказания.

Законом не предусмотрена возможность для избрания альтернативных видов наказания (общественные работы, денежные взыскания). Виновные лица получают исключительно лишение свободы на различные сроки.

К примеру, в 2013 году Сахалинским судом принято решение в отношении Н. по ч. 1 ст. 211 УК РФ. Осуждённый работал на рыболовецком судне, которое принадлежало местному предпринимателю. Н., понимая, что не имеет разрешения на использование судна и не вправе это делать, ввёл команду в заблуждение относительно распоряжения владельца судна. Экипаж полагал, что Н. действует с согласия владельца. Н. направил судно в район ловли рыбы. В определённом квадрате Н. организовал лов рыбы с целью личного обогащения.

Когда рейс был закончен, Н. вернул судно в порт. Очевидно, что он не хотел похищать морской транспорт. Судно было ему необходимо для осуществления собственных планов. Но без доступа к судну это сделать было невозможно. Поэтому осуждённый ввёл команду в заблуждение и, не имея разрешения от владельца, угнал судно.

При этом команда не может нести ответственность, поскольку они не были осведомлены о преступных действиях Н. По приговору суда, Н. получил 5 лет изоляции.

При этом важным условием является то, что владелец судна не разрешал им пользоваться без его согласия. Если бы он доверил судно Н., и тот имел право эксплуатировать его по своему усмотрению, то в его действиях отсутствовал состав преступления.

Ключевое значение имеет отсутствие у лица какого-либо права на управление объектом. Не должно быть даже предполагаемого права.

Лицо:

  • убеждено, что действует правомерно;
  • считает судно своим на законных основаниях.

Подобные споры подлежат решению в судебном порядке, но сторона действует самовольно, не дожидаясь решения суда.

В этом случае лицо имеет предполагаемое право на водный транспорт. Поэтому его действия нельзя расценивать, как угон. Квалификация по ст. 211 УК РФ будет неверной. В данном случае подходит ст. 330 УК РФ – самоуправство. То есть совершение действий вопреки законно установленному порядку. В такой ситуации необходимо возбуждать уголовное дело по ст. 330 УК РФ.

Консультация юриста

Необходимо отделить действия лица от смежных деяний:

  1. Статья 211 УК РФ предполагает именно угон, то есть эксплуатацию перечисленных объектов.
  2. Если действия лица говорят о его желании похитить такое имущество, их следует оценивать по ст. 158 УК РФ.
  3. Если существует предполагаемое право на имущество, действия охватываются составом ст. 330 УК РФ.

Наиболее опасным являются действия, сопряжённые с желанием осуществить теракт.

Ведь они создают риск для жизни и здоровья множества других людей.

Оправдательные приговоры по данной норме – редкость. Суды постановляют только обвинительные акты. Невозможно примирение сторон, ведь наказание превышает 5 лет изоляции от общества, а примириться можно только по составам с санкцией до 5 лет.

Из УК РФ предлагают исключить статью об уголовной ответственности за угон транспортных средств без цели хищения

С указанной инициативой выступила группа депутатов Госдумы. Внесенным ими законопроектом планируется признать ст. 166 Уголовного кодекса утратившей силу. Напомним, что в соответствии с ч. 1 указанной статьи за неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения максимальная санкция предусмотрена в виде лишения свободы на срок до 5 лет.

Более суровое наказание установлено за совершение того же деяния группой лиц по предварительному сговору или с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой его применения – штраф в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо принудительные работы на срок до 5 лет, либо лишение свободы на срок до 7 лет (ч. 2 ст. 166 УК РФ). А самая жесткая санкция в виде лишения свободы на срок до 12 лет может быть назначена за угон транспортного средства, совершенный с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой его применения (ч. 4 ст. 166 УК РФ).

Парламентарии объясняют необходимость предлагаемого нововведения 1 тем, что лица, укравшие автомобиль, но не успевшие реализовать его, осуждаются за угон, а успевшие – за кражу в соответствии со ст. 158 УК РФ. Таким образом, по своей правовой природе угон является кражей и вы­деление данного преступления в отдельный состав при невозможности дока­зывания субъективной стороны преступления является лишь способом для лиц, совершивших кражу в значительном или крупном размере, избежать более строгого наказания, которое они должны нести. Более того, УК РФ не содержит ни одного подобного изъя­тия для составов преступлений, подразумевающих тайное завладение (хище­ние) чужого имущества. Необоснованное, по мнению авторов законопроекта, исключение сделано лишь для автомобилей.

Отметим, что Госдума приняла закон о лишении водительских прав за обнаруженный в крови алкоголь. В соответствии с ним выявлять водителей, управляющих автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, будут не только по следам алкоголя в выдыхаемом ими воздухе, но и на основании результатов анализа крови. Лишать водительских прав на срок от 1,5 до 2 лет будут в случае, если в их крови будет обнаружен этиловый спирт в концентрации, превышающей 0,3 г на 1 л крови.

Статья написана по материалам сайтов: studwood.ru, isfic.info, rulaws.ru, ugolovnoe.com, www.garant.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector